Росрыболовство не поддерживает идею введения экспортной пошлины на рыбу
Росрыболовство выступило против введения экспортной пошлины на рыбу. В ведомстве считают, что это приведет к снижению объемов добычи. Так ли это, обсудили с экспертом. В студии РБК – Александр Фомин, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников.
П.ДЕМИДОВИЧ: Получается, что Росрыболовство буквально за год на 180 градусов изменило свою позицию, поскольку еще в марте 2015 года ведомство активно выступало за возможность введения экспортных пошлин, говоря о том, что она может составить до 30 процентов?
А.ФОМИН: Действительно, позиция поменялась. И нас устраивает, что нас услышал отраслевой регулятор, потому что предложение по повышению таможенных пошлин ни к чему хорошему не приведет.
П.ДЕМИДОВИЧ: Но извините, были же переработчики, которые говорили, что пошлины необходимы, поскольку это увеличит предложение на внутреннем рынке. Из-за того, что были введены контрсанкции в середине 2014 года, они якобы столкнулись с дефицитом предложений на внутреннем рынке и у них из-за этого возникли проблемы?
А.ФОМИН: На самом деле дефицита предложений на внутреннем рынке по рыбопродукции никогда не было. Рыбопродукции – в избытке, для этого достаточно зайти в свой магазин. Переработчики, действительно, испытали трудности по импорту, когда были введены ответные санкции, и несли существенные убытки. Поэтому они хотели за счет российских рыбаков увеличить предложение нашей рыбы и на этом получить свою маржу. Но Росрыболовство в этом разобралось и сделало правильные выводы.
П.ДЕМИДОВИЧ: Тем не менее, у нас уже есть опыт введения экспортных пошлин, в частности, они используются для регулирования на рынке зерновых. Как Вы предполагаете, Росрыболовство может вернуться к этой идее, в случае каких резких изменений в части предложения, либо идея уже осталась в прошлом?
А.ФОМИН: Тут – два аспекта. В первую очередь, правила ВТО, в соответствии с которыми мы должны ежегодно снижать эти пошлины. Во-вторую, если речь действительно идет о дополнительном увеличении предложения на рынке, то надо понять, как решать эту задачу. Потому, что в отсутствие спроса на продукцию, которая экспортируется, она будет просто не востребована. В итоге мы потеряем и внешний рынок, и не сможем реализовать рыбопродукцию на внутреннем.
П.ДЕМИДОВИЧ: Сейчас на внутреннем рынке потребляется до 55 процентов вылавливаемой рыбы. Отсутствие спроса на внутреннем рынке на какую-то рыбопродукцию, поставляемую за рубеж, с Вашей точки зрения, что российский потребитель не захочет покупать?
А.ФОМИН: Основная статья экспорта за рубеж это, всё-таки, минтай. Минтай, действительно, в последнее время увеличивается в потреблении на внутреннем рынке, сегодня оно составляет примерно 350-400 тысяч тонн. Но, к сожалению, мы не можем весь минтай реализовывать на внутреннем рынке, потому что население просто непривыкшее к нему. Более того, в связи с подорожанием рыбы, в долларах цена не изменилась, но из-за того, что упал жизненный уровень населения, наши доходы, спрос на рыбу еще больше будет снижаться, пока мы не выйдем из экономического кризиса. Эти все моменты будут еще более усугублять ситуацию.
П.ДЕМИДОВИЧ: С Вашей точки зрения, вопрос с пошлинами закрыт, по меньшей мере, до конца года, правильно я понимаю Вас?
А.ФОМИН: Мы надеемся, что до конца года этот вопрос не будет обсуждаться.
П.ДЕМИДОВИЧ: Спасибо. Напомню, это был наш гость в студии – Александр Фомин, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников.