Абызов призвал перейти от репрессивной модели госконтроля к сервисной
Значительных успехов в реформировании государственного контроля и надзора в России добиться пока не удалось, констатировал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 21 июня на семинаре по обмену лучшими практиками совершенствования контрольно-надзорной деятельности. Число предпринимателей, которые подвергаются проверочным мероприятиям, за год не уменьшилось, а, напротив, выросло. Причина — в нежелании контрольно-надзорных госорганов меняться и по собственной инициативе переходить на новые принципы работы. Чтобы стимулировать госорганы к переменам, будут приниматься кадровые и бюджетные решения, заявил министр.
Ключевые задачи по совершенствованию системы государственного контроля в стране поставлены Президентом РФ Владимиром Путиным. Речь идёт, в частности, о переходе на «умный» риск-ориентированный контроль и сокращении устаревших и дублирующих функций органов контроля и надзора и оптимизации их структуры. Координацию работы по подготовке основополагающих документов в этой сфере осуществляет возглавляемая Михаилом Абызовым Правительственная подкомиссия по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти.
Пока мы мало куда продвинулись — разговоров много, а реально хороших результатов нет. Почему сегодня мы не проверяем там, где существует высокий уровень потенциального ущерба? Почему мы не отказываемся от избыточных функций, которые по сути дела отягощают нашу работу? Это защитная реакция контрольно-надзорных органов, которые считают, что если сегодня отдашь маленькое, то завтра отдашь большое. Наша задача — перейти от этой обороны собственной крепости к преобразованиям», — сказал Михаил Абызов.
За 2015 год количество субъектов, которые прошли через проверки контрольно-надзорных органов, возросло в 4,5 раза, отметил министр, ссылаясь на официальную статистику Минэкономразвития. Если охват предприятий проверками в 2014 году составлял 3,5%, то за 2015 год этот показатель составил уже 13,5%, а количество проверочных мероприятий при этом сократилось лишь на 0,5% (с 2,4 млн до 2,36 млн проверок). Предприниматели, по словам Михаила Абызова, расценивают это как рост давления на бизнес, несмотря на то, что повторных и пересекающихся проверок становится меньше.
Несмотря на споры и дискуссии о контрольно-надзорной деятельности, что делать в целом всем ясно, общие контуры, ключевые вещи понятны всем. Важная тема — профилактика. Она станет ключевым инструментом выполнения обязательных требований», — отметил глава Росаккредитации Алексей Херсонцев.
Сегодня работа контрольно-надзорных органов носит, в основном, репрессивный характер, считает министр. Однако, учитывая тот факт, что функциями госконтроля являются обеспечение безопасности общества, государства и бизнеса, а также мониторинг выполнения обязательных требований, контрольно-надзорным органам, по словам Михаила Абызова, необходимо переходить на сервисную модель работы.
Нам придётся это делать. Самая большая проблема у нас в головах, и для решения проблемы здесь есть несколько способов. Голову можно вылечить, образовать или сменить. И мы будем применять все три механизма. Начнём с образования — для этого и нужны подобные семинары. На заседаниях подкомиссии будем голову лечить, а не получится — будем менять», — сказал Михаил Абызов.
Примеры перехода контрольно-надзорных ведомств на сервисную модель работы уже есть, отметил он. Успехи, в частности, демонстрирует Федеральная налоговая служба (ФНС). Контрольно-надзорная деятельность этого ведомства, по словам министра, была ядром существующего репрессивного механизма, но ФНС смогла самостоятельно, без давления «сверху» перейти на новые принципы работы. Качественных изменений удалось добиться, в том числе, за счёт внедрения информационных технологий.
Внедрение нового формата у нас начиналось с организации доступа для налогоплательщиков. Сейчас 100% услуг мы можем реализовать дистанционно. Самое главное — нужно понимать требования и пожелания налогоплательщиков, их нельзя игнорировать. Мы решили отказаться от классических моделей проверок и сделать акцент на открытости информации», — отметил заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров.
Радикальной перестройки за последние полгода, по словам Михаила Абызова, удалось добиться и Федеральной антимонопольной службе. Ведомство отказывается от лишних полномочий и функций, ставит правильные КПЭ, а малый и средний бизнес перестал включать давление со стороны ФАС в тройку наиболее острых проблем. Ведомство движется в сторону сужения поля контроля и надзора, и последние 10–15 лет это происходит постоянно, подтвердил замглавы ФАС Андрей Цыганов. Если в 2014 году было более 50 тыс. уведомлений, то в 2015 году их число не превысило 2 тыс., сказал он.
Таких позитивных примеров, по словам Михаила Абызова, пока крайне мало. Министр напомнил, что год назад на совещании в Ульяновске он предложил контрольно-надзорным ведомствам раз в квартал проводить дни открытых дверей для представителей бизнеса и коллег из других ведомств, где представлялась бы статистика по проверкам, выявленным нарушениям и наложенным санкциям. Несмотря на то, что технически всё это организовать несложно, воплотили в жизнь это предложение, по словам министра, лишь единицы.
Правительство намерено плотно заняться исправлением ситуации, с тем чтобы к 2018 году продемонстрировать реальные результаты работы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, заявил Михаил Абызов.
Всё базируется на нескольких вещах: кадровые решения, бюджеты и показатели эффективности. Этим мы в ближайшее время и займёмся. Раздутые штаты сотрудников надо сокращать, а деньги давать лучшим и забирать у худших. Ведомства должны становиться компактными и эффективными. Есть поручение, и в ближайшее время мы посмотрим первые показатели эффективности. Сами КПЭ в виде "пилотов" мы дали. Методика определения, что такое эффективные и результативные мероприятия, тоже есть. Во второй половине года начнём анализировать бюджеты и эффективность расходования на контрольно-надзорные органы», — сказал Михаил Абызов.
Он также сообщил, что до 1 января 2017 года должен быть принят основополагающий закон о государственном контроле и надзоре, который разрабатывается Минэкономразвития и экспертами на площадке Открытого правительства. Кроме того, предстоит рассмотрение предложений по исключению дублирующих функций контрольно-надзорных ведомств — эта работа ведётся по поручению Президента.