Рыба для олигархов
Россельхознадзор выпустил важное рыбное предупреждение. На Дальнем Востоке стартовала новая лососёвая путина 2016 года. В связи с этим надо быть настороже, поскольку в продажу могут массово сбросить залежалые остатки старого улова.
Чёрный лосось
В последнее время судьба лосося в России складывается далеко не гладко. Настолько, что эксперты даже заговорили о чёрной лососёвой полосе, так что свежий лосось может превратиться в рыбу для олигархов.
Слишком много разом сошлось неудачных факторов. Начнём с того, что, за последние два года красная рыба подорожала в среднем в 2,5 раза. К лету 2016 г. в магазинах стоимость килограмма свежей сёмги перевалила за 1 тыс. руб., что выглядит полным безумием. Тут наложились три обстоятельства.
Во-первых, в своё время санкции полностью остановили лососёвый поток из Норвегии. Эта страна поставляет на мировой рынок 1,2 млн т лосося в год, при том, что весь объём мировой лососёвой торговли – 2,18 млн тонн. До кризиса на Россию приходилось 11% норвежского краснорыбного экспорта. Мы были крупнейшим покупателем после Саудовской Аравии, что при наших рыбных богатствах – страшный позор. Надо сказать, стараниями нескольких крупных компаний-импортёров, которых антимонопольная служба давно подозревает в сговоре, скандинавская красная рыба каким-то образом полностью оккупировала прилавки от европейской части страны до дальних городов Сибири.
Во-вторых, после того как рубль дал крен, при новых ценах неудивительно, что только за прошлый год импорт рыбы в Россию как таковой рухнул в два с лишним раза, с 1 млн до 450 тыс. тонн. По морским деликатесам, включая креветок и моллюсков, импорт упал в 3–5 раз. В таких условиях в принципе давно пора закрыть тему массового ввоза рыбы. Но лососёвый картель продолжал в том же духе. Сначала он попытался протащить норвежский рыбный поток через Белоруссию под видом местной переработки. Не выгорело, поскольку правительство РФ мигом прикрыло эту лазейку. В 2015 г. восемь крупнейших белорусских рыбопереработчиков, включая Лохву, Могилёврыбу и Витебскрыбу, попали в запретный список. Сейчас право на поставки осталось только у двух белорусских компаний.
Тогда импортёры решили заменить европейский товар чилийским. Как-никак, Чили – второй мировой поставщик лосося, продаёт 485 тыс. т в год. Поначалу дело пошло, с середины 2015 г. половина импортной красной рыбы в нашу страну шла из этой страны. Но и тут импорту не улыбнулась судьба. В 2016 г. на чилийских рыбных плантациях внезапно разразился мор. В мире сейчас сильнейший с 1998 г. Эль-Ниньо, океан у берегов Южной Америки резко потеплел, там зацвели ядовитые водоросли. В результате в 2016 г. в Чили в лососёвых хозяйствах погибло 25 млн рыб, чилийское производство лосося рухнуло на треть, цены подскочили в 1,5 раза.В России покупателей на такой дорогой продукт вообще не осталось.
В-третьих, пока не получается заменить привозную свежую красную рыбу собственной. Тут камнем преткновения неожиданно стала рыбная вошь. В 2014 г. два бывших рыбных импортёра одумались и запустили крупные проекты по замещению норвежского лосося отечественным. Благо в водах нашей Мурманской области те же условия, что в норвежских фьордах.
Малёк перебрали
Сказано – сделано. На Севере построили огромные рыбные фермы стоимостью десятки миллиардов рублей. Проекты были очень масштабные, первая компания открыла сразу девять хозяйств и планировала к 2020 г. выйти на выпуск 25 тыс. т лосося в год. Её конкурент замахнулся на 30–35 тыс. т красной рыбы. Также обещали построить два предприятия по выращиванию лососёвого малька и производству рыбных кормов. Одни только эти два проекта тянули на 12 млрд рублей.
В прошлом году планы перечеркнула эпидемия. Лосося массово поразила рыбная вошь, кроме того, в Баренцевом море в рыбных хозяйствах пронеслась опасная инфекция, так называемый рыбный кашель. Это не лучше свиной чумы или куриного гриппа, зараза уносит более половины рыбы. В одном из хозяйств погибла треть из 5,2 млн рыб стоимостью 1,9 млрд рублей. В кулуарах эксперты говорят: свежеоперившихся лососёвых баронов подвела жадность, желание заработать сразу и много. Все беды от того, что мальков слишком плотно высаживали в садки, в хозяйствах круто перебрали с плотностью заселения рыбы, вот и схлопотали эпидемии. Как бы то ни было, в 2016 г. оба лососёвых предприятия обанкротились, сейчас они ловят удачу только в судах, где банки пытаются вернуть громадные рыбные кредиты.
В общем, по любителям лосося разом ударили политика, Эль-Ниньо, вошь и ядовитые водоросли. Так бы народ и остался без красной рыбы, если бы не рыбаки Приморья. В целом рыбная добыча в России перевалила за 4,2 млн т, по лососю в прошлом году на Дальнем Востоке вышли на 330 тыс. тонн. Причём это не просто какая-то красная рыба, природный лосось куда полезнее и качественнее разводного.
Одна беда – везти далеко. К тому же сейчас, когда рыбу политическим решением сверху перенаправили внутрь страны и экспортный вал за год просел на 11%, порты в Приморье едва справляются с потоком. Для них это стало слишком серьёзным испытанием, потому что в портовых хозяйствах давно пора всё менять, точнее, выстраивать заново. «Многие предприятия, которые у нас на Дальнем Востоке называются рыбными портами, на деле постройки 1950–60-х годов, в которых хранение идёт – не хочу никого пугать, – но в условиях, очень далёких от идеальных. Если бы вы там побывали, посмотрели на эти так называемые холодильные мощности и сравнили их с современными мощностями, например, в соседней Южной Корее, вы бы сразу поняли, почему ситуация критичная», – заявил недавно не кто-нибудь, а главный чиновник по рыбе, руководитель Росрыболовства И. Шестаков.
Вот почему любителям красной рыбы стоит прислушаться к июньскому предупреждению Россельхознадзора. Лосось безбрежно подорожал, продажи весь прошлый год шли вяло, в 2016 г. упали ещё сильнее. Поэтому в холодильниках остались большие прошлогодние запасы, при этом условия хранения там порой не особо. Как объясняют эксперты, залежалый лосось окисливается, это вредно. Такую рыбу можно отличить по жабрам буро-коричневого цвета и запаху, напоминающему прогорклое масло. К счастью, понять, что товар несвежий, легко, да и пугаться особо не стоит.
На что действительно давно пора обратить внимание, так это на удручающую ситуацию со снабжением страны собственной красной рыбой. Мало у нас своего отличного лосося? Ничего подобного, улов такой, что поток многократно перекрывает вал импорта даже в лучшие для него годы, не говоря о нынешнем. Возить, что ли, не на чем? Как бы не так, поскольку государство всячески подталкивает РЖД к развитию рыбных перевозок с Дальнего Востока, к тому же по-прежнему их дотирует, кризис тут ничего не поменял. Вдобавок рыба теперь идёт также по Северному морскому пути, при этом он даже дешевле железной дороги. Так что нынешняя ситуация – вся эта чёрная лососёвая полоса – даже к лучшему. Она стала отличной лакмусовой бумажкой, сделала проблемы явными для всех.