Правоохранительные органы усилили надзор за рыбохозяйственной отраслью
Правоохранительные органы усилии работу по противодействию преступлениям в сфере добычи, оборота и сохранения водных биоресурсов. Этот вопрос обсуждался в ходе состоявшегося в Хабаровске совместного заседания коллегий Генпрокуратуры и Минвостокразвития.
Как следует из проекта решения совместного заседания, за 3 месяца 2016 года на 16 процентов увеличилось число выявленных преступлений данной категории, значительно возросло количество установленных фактов криминальных проявлений экономической направленности, в том числе контрабанды биоресурсов.
Напомним, что одним из наиболее резонансных случаев в рыбной отрасли Дальнего Востока в 2016 году стала история с проверками силовиков и последующими уголовными делами в отношении группы компаний «Доброфлот». В конце марта сотрудниками Дальневосточной оперативной и Находкинской таможен во взаимодействии с Управлением ФСБ России по Приморскому краю были проведены оперативно-розыскные мероприятия в офисе компании ЗАО «Южморрыбфлот» и на борту плавзавода «Всеволод Сибирцев», получившие широкую огласку в СМИ. Через месяц, после завершения оперативно-розыскных мероприятий, Находкинской таможней возбуждено уголовное дело по фактам контрабанды стратегически важных ресурсов в крупном размере (ч. 1 ст. 226 УК РФ) и уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, совершенное в особо крупном размере («г» ч. 2 ст. 194 УК РФ).
И хотя точно не известно, вошел ли данный случай в приведенную статистику, но он, безусловно, стал самым громким криминальным скандалом в дальневосточной рыбной отрасли за последние годы. Этот скандал расколол отраслевых экспертов на два лагеря – одни считают, что в данном случае речь идет о неправильной трактовке законодательства силовиками и «давлении на бизнес», другие говорят о том, что силовиками раскрыт очередной способ злоупотреблений в рыбохозяйственной отрасли.
Кстати, в проекте решение особо отмечено, низкое качество процессуальных проверок, многочисленные нарушения на стадии разрешения сообщений о преступлениях, имеют место факты несвоевременного возбуждения уголовных дел. В результате прокурорского вмешательства в 2015 году по итогам дополнительных проверок в органах расследования возбуждено 57 уголовных дел, в I квартале 2016 г. – 14. Имеют место недостатки в работе по документированию преступлений рассматриваемой категории. Результативность проводимых оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению преступлений, в первую очередь совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ, а также коррупционной и экономической направленности, остается невысокой. В 2015 году по материалам оперативно-розыскной деятельности возбуждено лишь 15 % уголовных дел, в I квартале 2016 г. – 27 % .
Органами расследования не обеспечено соблюдение законности при принятии решений о приостановлении и прекращении производства по уголовным делам. В 2015 году надзирающими прокурорами признаны незаконными и отменены 72 % решений о приостановлении предварительного расследования и 13 % решений о прекращении уголовного дела, в I квартале 2016 г. – 67 % и 12 % соответственно.