Новые квоты простимулируют обновление флота и развитие береговой рыбопереработки Приморья| Мнение экспертов
Закон и отдельные законодательные акты, регулирующие новый механизм распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели вступили в силу. Предполагается, что нововведения будут стимулировать обновление флота и создание прибрежных перерабатывающих мощностей. Однако, как отметили рыбаки, есть опасения, что от хороших замыслов до результатов в виде конкретных действующих законов предстоит долгий и тернистый путь потерь и разочарований.
Президент России подписал изменения в федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Новый механизм развития отрасли — посредством квот на инвестиционные цели — приняли по предложению Минвостокразвития.
Инвестор при получении права на вылов рыбы принимает на себя обязательство покупать российские суда или создавать рыбоперерабатывающие мощности. Таким образом, введение квот поспособствует обновлению флота и модернизации прибрежной инфраструктуры. Объем квот составит 20%, 15% из которых будут выделяться на обновление флота, а 5% — на рыбоперерабатывающие заводы. При этом исторический принцип распределения квот сохранен.
Законопроект также предусматривает увеличение срока закрепления долей квот за пользователями с 10 до 15 лет. Объем освоения квот добычи повышается до 70% с 50%, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны добывать не менее 70% улова собственными или взятыми в лизинг судами. Рыболовство теперь будет вестись на основании единого договора на право добычи (вылова) водных биоресурсов.
Как рассказал президент Ассоциации добытчиков минтая, член экспертного совета при Минсельхозе РФ Герман Зверев, принятые нормы включают в себя 66 поправок в действующий закон и, по сути, представляет новую редакцию закона "О рыболовстве...". В нем содержатся коренные новации, открывающие, прежде всего, доступ к водным биологическим ресурсам не только действующим игрокам, но и новым. Также вводится абсолютно новое регулирование прибрежного рыболовства, которое будет заключаться исключительно в добыче, вылове, доставке улова на берег в свежем охлажденном виде.
— Нормы, регламентирующие инвестиционные квоты, при обсуждении были существенно уточнены, были внесены поправки в статьи 29.3, 33.7. Закон устанавливает очень важную норму, в соответствии с которой инвестиционная квота распределяется только под уже построенное рыбопромысловое судно либо рыбоперерабатывающий завод. Должен быть готовый объект инвестиции: введенный в эксплуатацию объект, имущественные права на который зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ. Ранее при обсуждении законопроекта была предложена правовая норма, в соответствии с которой инвестиционная квота могла распределяться авансом до постройки суда, под инвестиционный контракт, — рассказал Герман Зверев.
Выделение квот именно под готовое судно обусловлено своего рода недоверием к судостроителям: как раз накануне подписания закона Арбитражный суд Москвы провел первое заседание по иску Федерального агентства по морскому и речному флоту к Объединенной судостроительной корпорации. Корпорация обязалась построить ледокол "Виктор Черномырдин", однако не построила его в установленные контрактными обязательствами сроки. Сейчас Федеральное агентство по морскому речному флоту подало иск о взыскании с судостроителя 667 млн рублей. По мнению законодателей, с рыбными квотами могла бы произойти такая же история: рыбодобытчик начинает строительство судна, получает квоту, но своего флота не имеет. Строительство затягивается на несколько лет, в то время как квота попросту перепродается.
Участники рынка новый механизм распределения квот пока оценивать не спешат – в документе содержится очень много отсылок на постановления правительства, которые еще не приняты. Управляющий группой компаний "Доброфлот" Александр Ефремов отметил, что только после выхода обозначенных постановлений к закону "О Рыболовтсве..." можно будет понять, какой экономический и стимулирующий смысл заложен в документе.
— Идея, заложенная в названии данной законодательной инициативы, безусловно, актуальна и необходима.
Есть опасения, что от хороших замыслов до результатов в виде конкретных действующих законов нам предстоит долгий и тернистый путь потерь и разочарований. Конкретный правовой механизм распределения инвестиционных квот очень сложный, специфичный и требует серьезной проработки с теми, кто непосредственно работает в отрасли, но большинство рыбаков в этом процессе экспертизы не участвует, — отметил Александр Ефремов.
Обновление и развитие береговой переработки – вещи действительно необходимые для отрасли. Но, как отметил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов, возникает несколько вопросов по поводу нового документа.
— Закон носит отсылочный характер к постановлениям правительства, которых мы еще не видели, поэтому оценивать его сложно. Если предполагается строительство судов на российских верфях, то возникнет сразу несколько сложностей. У России никогда не было опыта строительства крупнотоннажного рыбопромыслового флота. Даже если заводы за это возьмутся, то где они будут брать двигатели для судов, современное навигационное оборудование? В России нет заводов, выпускающих эти комплектующие. Единственное, что мы сможем построить – это корпус. Конечно же, в случае закупа оборудования у иностранных компаний выделенной квоты попросту не хватит. Тем не менее, и в Приморском крае, и на Дальнем Востоке есть рыбодобытчики, которые готовы обновлять флот и развивать береговую переработку, поэтому изменения в любом случае им очень интересны, — отметил Георгий Мартынов.
По мнению Германа Зверева, нововведения в любом случае расширяют конкуренцию, создают условия для развития подлинной прибрежной переработки рыбы.
— Также очень важно отметить значимые поправки Ирины Яровой: они устанавливают, что прибрежные рыбопромысловые предприятия должны быть зарегистрированы на территории региона, где ведут промысел. Это позволит регионам получить дополнительные отчисления в бюджет. По итогам 2015 года рыбная отрасль заплатила в виде налогов и пошлин 33 млрд рублей в бюджет страны. В основном прибрежный промысел ведут Камчатка, Сахалин, Приморье и Мурманск – для них такие налоговые отчисления будут отличным подспорьем, — заключил Герман Зверев.