{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Остался неуслышанным

7 июля 2016 15:18

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Закон о поправках к Закону о рыболовстве. Вячеслав Константинович Зиланов, один из действительных лидеров рыбацкой общественности России, пытавшийся донести до Президента мнение профессионалов отрасли, остался неуслышанным. Вполне вероятно, что его письмо даже не было прочитано. Но он хотел бы, чтобы его услышали те, для кого это действительно важно. И поэтому мы публикуем сегодня текст этого открытого письма полностью.

Президенту

Российской Федерации

В.В. ПУТИНУ

О внесенных изменениях в Федеральный

закон «О рыболовстве и сохранении водных

биологических ресурсов» и их отрицательных

последствиях на развитие рыбного хозяйства России

Уважаемый Владимир Владимирович!

Считаю своим гражданским и профессиональным долгом (стаж работы в рыбной отрасли более 60 лет) привлечь Ваше внимание в связи с направлением Федеральным Собранием Российской Федерации на Ваше рассмотрение и одобрение Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» (далее по тексту законопроект) принятый Государственной Думой 24 июня 2016 года и Советом Федерации 29 июня 2016 года.

Разработка этого законопроекта осуществлялась Минсельхозом и Росрыболовством (далее по тексту разработчик) с целью реализации Перечня поручений Президента России по итогам заседания Президиума Госсовета от 9 ноября 2015 года № Пр-2338ГС.

Ускоренное его принятие в эту весеннюю сессию Федеральным Собранием объясняется парламентариями то же указанием Президента России, высказанными публично во время «Прямого диалога» о том, что данный законопроект подлежит принятию именно в эту весеннюю сессию.

В результате принятый обеими палатами Совета Федерации по существу за две недели законопроект не учитывает мнений и предложений отраслевых ассоциаций, союзов, экспертного сообщества и ряда органов исполнительной власти приморских рыбацких регионов. Не поддержали законопроект Общественная палата Российской Федерации, Общественный совет Росрыболовства, подавляющее большинство отраслевых союзов и ассоциаций (из 27 отзывов большинство отрицательных), а также такие ведущие в рыболовном отношении субъекты Российской Федерации как Камчатский край, Мурманская и Архангельская области.

В Государственной Думе Федерального Собрания законопроект прошел только голосами одной фракции «Единой России» - «за» 236. Все депутаты от других фракций голосовали «против» или «воздержались» от голосования и таких - 214 депутатов. Таким образом, законопроект был принятым - всего 52,5% депутатов!

Небывало низкий показатель принятия социально значимого законопроекта, да еще и накануне выборов нового депутатского корпуса, настораживает. Он действительно имеет большое социально-экономическое значение для населения приморских регионов России по всему ее периметру от Мурманска, Архангельска до Чукотки, Камчатки, Сахалина, Калининграда, Крыма и Каспия, да и населения всей России. Характерно и другое. Кардинальные изменения в рыболовном законодательстве предлагается ввести, не считаясь с тем, что отрасль устойчиво наращивает показатели по вылову, производству пищевой рыбной продукции и увеличения отечественной рыбы на внутреннем рынке страны. При этом рыбаки работают в условиях действующего базового Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», который оправдал себя на практике и в непростых, для настоящего времени, экономических условиях.

Безусловно, за десятилетнюю практику применения базового закона о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов выявились его «узкие» места и возможные направления его дальнейшего совершенствования. Именно они и были выявлены в ходе заседания Президиума Госсовета и по его результатам были даны соответствующие поручения Президентом Российской Федерации от 9 ноября 2015 года. Однако разработанный законопроект превышает, и существенно, рамки Перечня поручений Президента Российской Федерации. Так в поручении Президента Российской Федерации четко сказано в подпункте, а) пункта 1 какие следует внести поправки в законодательство, касающиеся рыболовства. Это:

«увеличение срока действия договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов до 15 лет;

выделение до 20 процентов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели (закупка новых судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях, и строительство объектов переработки водных биологических ресурсов);

увеличение объема освоения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов с 50 до 70 процентов;

осуществление в течение двух лет юридическими лицами добычи (вылова) не менее 70 процентов улова водных биологических ресурсов судами, находящимися в их собственности или используемыми на основании договора финансовой аренды (лизинга);

осуществление рыболовства на основании единого договора на право добычи (вылова) водных биологических ресурсов».

Именно эти положения, по существу лаконично сформулированные в конкретные законодательные нормы прямого действия, касающиеся Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и которые должны, были воплотиться в законопроекте. Вместо этого, внеся эти положения и подменив в ряде из них сущность, разработчик внес еще и изменения в 16 действующих статей, добавляет новых 9 статей, уместив все это в более чем 100 поправок на 66 страницах законопроекта. Сам же действующий Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» содержит всего 57 статей и умещается не более чем на 45 страницах.

По существу, целый ряд вносимых поправок не только не вытекают из поручений Президента Российской Федерации и практики применения действующего законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а она положительна, но и полностью разрушают основу концепции Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Причем внося этот массив поправок, не приводится как краткосрочных, так и долгосрочных экономических и социальных последствий для рыбной отрасли и ее работников этих «новаций».

С тем, чтобы предлагаемые поправки могли применяться на практике, необходимым принять дополнительно 29 нормативных правовых актов, из них Постановлений, Распоряжений Правительства РФ - 24, приказов Минсельхоза - 5. Кроме того следует внести изменения в Постановления Правительства - 2, в приказы Минсельхоза -2. По существу, законопроект является отсылочным, а по количеству необходимых, для его практического применения, принятия дополнительных нормативных правовых актов - более 30, он установил своеобразный абсолютный парламентский рекорд для такого рода законопроекта. Причем ни один из этих документов не был представлен, даже в концептуальном плане при рассмотрении и принятии законопроекта, что делает невозможным определить истинные намерения авторов законопроекта. Уже только по этому показателю законопроект подлежит отклонению и повторному его рассмотрению совместно со всем пакетом нормативных правовых актов.

Анализ реализации внесенных разработчиком поправок по выполнению основного положения Перечня поручения Президента Российской Федерации относительно «выделение до 20 процентов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели…» показывает, что вводится механизм изъятия у всех пользователей ежегодно 20 процентов квот и наделения ими избранных по запутанной системе отдельных пользователей и компаний.

По существу, законодательно вводится система «у всех отнять 20 процентов объема квот и дать другим». Разработчик при этом вольно интерпретирует и не корректно использует положения третьего абзаца пункта 1, «а» Перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 года. В нем Президент не дает указание «у всех отнять 20 процентов объема квот и дать другим». Президент предписывает: «выделение до 20 процента квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели…». Именно «выделение».

Как это указание Президента и за счет каких биоресурсов следует осуществить, не отнимая уже освоенные биоресурсы у традиционных, добросовестных и эффективных пользователей и должен был решить законопроект. К сожалению, он провозглашает «у всех отнять и дать другим», что и вызвало отторжение такого подхода у региональных властей и отраслевых союзов и ассоциаций. Последние предлагали разработчику варианты реализации этого поручения Президента без постулата «у всех отнять и другим дать». Однако разработчик их проигнорировал, внеся в законопроект, отвергаемый рядом регионов, отраслевыми союзами и ассоциациями свой вариант, который отрицательно влияет на развитие отрасли, затрагивает социально экономические показатели приморских субъектов Российской Федерации, в которых развито рыболовство.

Кроме того, законопроектом, вопреки мнению регионов и многих отраслевых союзов и ассоциаций, вводиться и такая, практикой не проверенная норма, как «…единое промысловое пространство для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства…», а также дополнительно выделяется ежегодно для прибрежного рыболовства повышающий коэффициент на вылов в 1,2. Эти дополнительные объемы могут быть взяты только за счет уменьшения объемов на эту же величину квот на добычу (вылов) в промышленном рыболовстве. Мотивируется разработчиком такое абсурдное решение опять - у одних отнять, другим дать - необходимостью загрузки «…береговых перерабатывающих мощностей…» сырьем «…в живом, свежем охлажденном и разделанном виде…». Тем самым разработчик предлагает запретить при осуществлении прибрежного рыболовства заморозку, как сырья, так и разделанной рыбы, и морепродуктов, что разрешается по действующему закону о рыболовстве. При этом разработчиком не учитываются особенности промысла по бассейнам и в частности то, что в ряде них районы прибрежного лова значительно удалены от портов базирования. К тому же в северных приморских субъектах Российской Федерации в зимний период порты базирования недоступны для прибрежников ввиду ледовых условий. Запрещая поставку на береговые рыбоперерабатывающие предприятия замороженного сырья, которое возможно при существующем законодательстве, разработчик ведет к резкому сокращению объемов вылова прибрежным рыболовством и поставки такого сырья на береговые рыбоперерабатывающие предприятия. Это вызовет в приморских регионах социально - экономические проблемы, а в ряде из них и ликвидацию прибрежного рыболовства, в таких как Архангельская область, Республика Карелия, Ненецкий АО и ряде регионов Дальнего Востока.

Установление единого промыслового пространства, выделение для прибрежного рыболовства коэффициента 1,2 за счет промышленного рыболовств и запрет на заморозку сырья отсутствует в Перечне прямых поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 года.

В законопроекте имеются многочисленные погрешности юридически - технического характера. Так, в ряде статей вводится термин «международные квоты», что противоречит Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и действующим договорам, соглашениям России с другими государствами по рыболовству.

Таким образом, законопроектом предусматривается ежегодно изымать у пользователей и перераспределять в общей сложности до 40 процентов квот (20 на инвестиционные цели и еще 20 процентов для прибрежного рыболовства), что повлечет разорение многих небольших, средних компаний и большинства рыболовецких колхозов. При этом чрезмерное администрирование в ручном режиме при ежегодном перераспределении квот с высокими коррупционными рисками создает отрицательные условия для освоения этих квот. Не исключено, что в таких условиях может произойти уход мелкого и среднего бизнеса в теневую экономику.

В целом, законопроект не решает стоящие перед отраслью проблемы, а также поставленные Президентом Российской Федерации задачи по развитию рыбного хозяйства. Более того, его практическое применение, в случае подписания Вами, уважаемый Владимир Владимирович, в неизменном виде, повлечет за собой не только передел сырьевых рыбных ресурсов и основных производственных фондов отрасли со всеми вытекающими негативными последствиями, но и вызовет падение вылова, производства пищевой рыбной продукции, потерю рабочих мест, особенно в приморских субъектах Российской Федерации, и снижение потребления рыбы населением страны.

С учетом вышеизложенного, положения Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» следует отклонить и привести в соответствии с перечнем Поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 года и предоставлением, при его вторичном рассмотрении, всего пакета нормативных правовых актов к нему.

Относительно «выделения до 20 процентов квот на инвестиционные цели…», то они могут быть сформированы за счет неиспользуемых, недоосваиваемых, выставляемых на аукционы квот на добычу (вылов) водных биоресурсов и вовлекаемых в промысел новых объектов, районов рыболовства, как в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, так и в открытых районах Мирового океана. Объем таких ресурсов по данным ученых и экспертов составляет более 500 тыс. тонн. Возможен и такой вариант: каждый пользователь берет обязательство из своего объема квот выделять до 20 процентов на инвестиционные цели и самостоятельно их использовать, оговорив это в договоре пользователя.

В этих условиях, уважаемый Владимир Владимирович, представляется целесообразным в первоочередном порядке принять только те законодательные поправки в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которые вытекают из прямых поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № Пр-2338ГС и которые сохраняют концепцию закона о рыболовстве, как оправдавшую себя на практике.

Прошу Вас, уважаемый Владимир Владимирович, рассмотреть.

Председатель КС «Севрыба»,

заслуженный работник рыбного хозяйства России,

почетный гражданин Мурманской области

В.К. Зиланов

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>