Контрольно-надзорная реформа отрегулирует себя сама
Реформе контрольно-надзорной деятельности планируют ввести показатели ее эффективности для бизнеса на ближайшие два года — в их числе могут оказаться снижение количества проверок, устранение дублирующих функций, а также снижение уровня ущерба. Об этом сообщил министр по вопросам "Открытого правительства" Михаил Абызов. При этом часть ведомств просит дополнительного финансирования внедрения риск-ориентированного подхода — и не все из них смогли выявить у себя избыточные и дублирующие функции.
На прошлой неделе в Белом доме состоялось заседание подкомиссии по контрольно-надзорной деятельности, на котором министр по вопросам "Открытого правительства" Михаил Абызов заявил о необходимости введения показателей эффективности самой реформы для бизнеса на два года. По его словам, консультации по этому вопросу с госорганами, "большой четверкой" и бизнесом начнутся в ближайшее время. Отметим, "дорожная карта", утвержденная в апреле, не содержит конкретных показателей, которых авторы реформы хотят достигнуть: документ представляет собой план мероприятий и график их реализации.
Предварительно министр обозначил основные направления, по которым можно будет оценить эффективность проекта,— например, радикальное сокращение количества плановых и внеплановых проверок, которое объявлено одним из приоритетов реформы. Также оценивать работу органов контроля и надзора господин Абызов предложил по снижению уровня ущерба и реализованных рисков — этот показатель должен будет проиллюстрировать эффективность внедрения риск-ориентированного подхода при проведении проверок. Впрочем, как следует из мониторинга исполнения "дорожной карты", 18 ведомств сообщили, что у них есть планы внедрения риск-ориентированного подхода, при этом Роструду и Минюсту требуется "дополнительное целевое финансирование", а Федеральное казначейство проведет эту работу "в рамках соглашения" о правительственном займе у Международного банка реконструкции и развития.
Другой показатель — снижение контроля и надзора за счет сокращения избыточных и дублирующих функций. Добиваться положительных результатов в этом направлении необходимо, в частности, за счет перехода на практику проверочных листов, а также пересмотра всей системы обязательных требований. Впрочем, за два года ее пересмотреть нереально, сказал господин Абызов, отмечая, что это "сотни тысяч актов, по некоторым из которых необходимо проводить исследовательскую работу". В тестовом режиме проверочные листы, по словам министра, должны начать отрабатываться уже с нового года, а с 1 июля проверки должны быть сделаны исключительно на базе проверочных листов. Также в число критериев оценки Михаил Абызов предложил включить противодействие коррупции и информатизацию контрольно-надзорной деятельности.
Оценка этих направлений постепенно становится возможной на практике. Так, чтобы соблюсти сроки исполнения "дорожной карты" реформы контроля и надзора, правительство в ускоренном режиме внесло в Госдуму отдельные поправки к действующему закону о контроле и надзоре (294-ФЗ). Речь идет об отдельных нормах: контрольных закупках, запрете анонимных жалоб, "контроле без взаимодействия" с проверяемым, проверочных листах требований. Они оказались в Госдуме в конце июня как поправки ко второму чтению законопроекта по другой тематике (см. "Ъ" от 27 июня), а 3 июля президент подписал этот закон. Еще одни поправки — в КоАП о первом предупреждении вместо штрафа для малого и среднего бизнеса — Совет федерации успел одобрить, но президент еще не подписал.
Базовый же закон об основах контроля и надзора Минэкономики должно внести до 1 августа в правительство — это подтверждают документы подкомиссии по контрольно-надзорной деятельности (есть у "Ъ"). В законе должно быть урегулировано, в каком порядке исчисляются сроки проверки, и должна быть закреплена необходимость принять положение о каждом виде контроля и регламенты его проведения. Ранее Михаил Абызов отмечал, что в РФ существуют 140 видов госконтроля, которые проводят около 40 органов контроля и надзора, а члены экспертного совета при правительстве говорили "Ъ", что обязательного порядка раскрытия требований сейчас нет.
Не обошлось и без казусов: при работе над административной реформой ведомства выяснили, что часть пунктов "дорожной карты" (о составлении списка дублирующих функций и актуализации требований) друг друга повторяют. Кроме того, не все ведомства смогли найти дублирующие требования, которые надо устранить. Пока, по словам господина Абызова, есть 55 предложений по устранению избыточных функций, также ожидается еще 20 предложений от бизнеса — к 1 сентября уже должны быть представлены итоги проработки этого вопроса.
В ходе реформы сменился и куратор административной реформы в Минэкономики (ранее этим занимался замминистра Олег Фомичев) — с 16 июня новым замглавы ведомства стал экс-глава Росаккредитации Савва Шипов.