Рынка обращения долей (квот) на вылов ВБР в России больше нет
27 и 28 июня в соответствии с приказом Росрыболовства от 13 мая 2016 г. № 347 состоялись аукционы по продаже права и передаваемого права на заключение договора о закреплении долей квот добычи(вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб. Росрыболовство поспешило заявить, что проведенные торги можно считать началом развития цивилизованного рынка оборота долей квот, формированию статистической базы их стоимости, что в свою очередь будет способствовать развитию механизма залога долей квот. Однако буквально через несколько дней стало ясно, что это было не начало, а конец рынка оборота долей. Об этом сообщает Fishnet.ru.
В рамках оказания государственной услуги на основании обращения рыбопромышленников, обладателей права, на аукцион было выставлено 19 лотов по продаже передаваемого права на заключение договора о закреплении долей квот добычи трески, сельди, минтая и терпугов с общей начальной ценой 40 млн 284,593 тыс. руб. По итогам торгов обладатели права получат в целом 1 млрд 98 млн руб.
Такая форма передачи прав на доли (квоты) была предусмотрена пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 20.12.2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Появилась эта норма не сразу, а только с 1 января 2008 года как очередное дополнение к закону. Насколько широко она применялась судить трудно, но некоторые обладатели долей (квот) воспользовались такой возможностью для передачи неудобных квот.
Более популярным был и остается принцип универсального правопреемства, когда продается целиком предприятие, а доли (квоты) переходят в собственность нового владельца, как и все прочие права и обязательства компании.
3 июля 2016 года Президент страны подписал Федеральный закон 349-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Ситуация вокруг подготовки этого закона обсуждалась очень активно. Много говорили об инвестиционных квотах, прибрежном рыболовстве, необходимости обновления флота, поставках сырья для береговых предприятий, в том числе и о борьбе с так называемыми «рантье». Для того, чтобы ликвидировать эту, как утверждают, многочисленную группу держателей долей (квот), не обладающих флотом, было введено положение об обязательном использовании квот собственными судами в объёме не менее 70% от вылова.
Но никто не обратил внимание на то, что в проекте закона отменялась норма, позволяющая продавать свои доли через аукционы, организованные Росрыболовством. Хотя, наверное, неправильно утверждать, что никто не обратил внимания. На последнем аукционе было выставлено 19 лотов. Значит кое-кто все-таки внимательно изучал проект закона и предполагал, что июньский аукцион может оказаться последним, поскольку в проекте из Статьи 32 (Переход права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому лицу) предлагалось исключить пункт 3.
Закон от 3 июля 2016 г. о внесении изменений в российское рыболовное законодательство вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением нескольких положений. В том, что касается исключения пункта 3 (переход права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому лицу путем отчуждения на основании договора, заключаемого по результатам аукциона) закон действует с момента публикации.
Таким образом, можно констатировать, что рынка обращения долей в России больше нет.