Обновление флота обострит проблему кадров
Проблему нехватки специалистов на промысловых судах затронули участники ключевой сессии по вопросам рыбной отрасли в рамках Восточного экономического форума. С решением задачи обновления флота ситуация будет усугубляться, полагают рыбопромышленники.
Основной темой сессии на площадке ВЭФ стало строительство новых судов с использованием механизма «инвестиционных квот». Однако попутно были подняты и другие вопросы. «Мы построим суда, оснастим современной техникой, но людей у нас нет. Большой дефицит кадров особенно ощущается на таких предприятиях, как наше, – удаленных от краевых центров. И так, я думаю, обстоят дела по всему Дальнему Востоку», – поделился видением ситуации генеральный директор Преображенской базы тралового флота Сергей Еремеев.
Суть проблемы, по мнению рыбопромышленника, в том, что система подготовки, существовавшая в советской России, утеряна, и ссузы сегодня практически не готовят кадры среднего звена. «Ни матросов, ни сварщиков, ни токарей, ни мотористов – на сегодня это самый острый вопрос. Прогресс не стоит на месте, идет постоянное совершенствование техники, появляется новое оборудование, а уровень готовности к его эксплуатации очень низкий. Вот эта проблема станет следующей, после того как заработает программа судостроения», – уверен гендиректор ПАО «ПБТФ».
Решением вопроса, по мнению участников ключевой сессии, могли бы стать новые формы сотрудничества государства и бизнеса. «Есть один путь, который мы можем пройти вместе, – это создание образовательных центров, где часть нагрузки берет на себя государство: зарплата преподавателям, содержание учебного заведения и т.д., а часть – предприятия отрасли: покупка тренажеров, выплата стипендий (образовательный кредит для учащихся), привлечение из-за рубежа специалистов для подготовки кадров», – предложил вариант губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко.
Подобный опыт, по его словам, уже успешно применяют в нефтяной и горнодобывающей отраслях. Такого рода государственно-частное партнерство позволяет готовить специалистов или переобучать персонал на том оборудовании и с той практикой, которая требуется работодателю.
Вместе с тем, по мнению представителей учебных заведений, проблема подготовки кадров со средним техническим образованием в отрасли уже решается. Как рассказал ректор Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета Георгий Ким, в процессе реформирования образования Росрыболовству удалось сохранить в своей структуре колледжи и техникумы. Проблема – закрепить молодые кадры в отрасли: «Мы готовим средних и высших специалистов, готовим хорошо, у нас самые современные тренажеры. Но проблема в том, что сами ребята не сильно желают идти на флот. Сегодня бизнес предлагает большие деньги – и все равно не идут», – обрисовал картину ректор Дальрыбвтуза.
Эффективным инструментом для решения проблемы могла бы стать альтернативная служба для выпускников средних и высших учебных заведений рыбной отрасли. По словам Георгия Кима, это предложение озвучивалось неоднократно и необходимо продолжать продвигать идею. «Важно, чтобы выпускник пришел на флот, отслужил там два года по своей будущей специальности, полюбил работу, предприятие, край – после этого он наверняка останется и будет дальше работать в отрасли», – полагает ректор дальневосточного вуза.