Президент проехал мимо рыбы
Стоящие с июня на «предохранителе» накопившиеся противоречия по поводу Федерального Закона 349-ФЗ от 3 июля 2016 года выплеснулись наружу на Дальневосточном экономическом форуме. На «рыбную панель» во Владивостоке вышли поговорить известные люди.
С одной стороны автор законодательных новелл - отраслевой «регулятор», а с другой многочисленные недовольные экспроприацией рыбопромышленники в лице депутата, губернатора и экс-губернатора. К рыбакам, что и следовало ожидать, начали присоединяться чиновники крупнейших приморских субъектов Российской Федерации. И это понятно, ведь именно территории должны будут испытать на себе результаты «рыбной глобализации». А за разруху в рыбном хозяйстве и отток населения из конкретных населенных пунктов Дальнего Востока и Крайнего Севера кому-то придется отвечать.
Основными разногласиями являются:
- полномочия прибрежных регионов в вопросе организации прибрежного рыболовства;
- виды водных биоресурсов, которые предполагается выделять на «инвестиционные квоты»;
- типы рыболовных судов, под которые предполагается выделять «инвестиционные квоты».
Кроме так и не рассеявшихся сомнений в способности отечественных судостроителей создавать современные конкурентоспособные траулеры не только на «бумаге для презентации», но и на практике, остался еще один технический, и в тоже время, весьма конкретный предмет полного непонимания: «локализация» при строительстве рыболовных судов на российских верфях. То ли 20, то ли 70 процентов - пока не ясно. Тут, правда, «стратегический путь рыбака» осветил уважаемый человек. Руководитель Объединенной судостроительной корпорации Алексей Львович Рахманов как истинный торговец мудро изрек что-то вроде: «приходите - договоримся». При этом судостроитель мягко упрекнул присутствующих в желании разобраться в базовой стоимости тоннажа, сметного часа и прочих тонкостях ценообразования - не правильно, мол, это, не красиво копаться в затратах ОСК.
По вопросу о локализации теперь остается дождаться позиции Минпромторга России, который в условиях неопределенности сюжетной линии предпочел устраниться от участия на «рыбной панели» или был занят более важными делами. В тот момент, когда отраслевой зритель внимал перепалку действующих и бывших государственных лиц, совсем неподалеку Президент России для обстоятельного разговора собрал самых приближенных подчиненных и предпринимателей. Рыбопромышленники и их отраслевые начальники в списках присутствующих не значилиcь. О водных биологических ресурсах, как говорится, или хорошо или ничего. Видимо, поэтому Владимир Владимирович о рыбе на этой встрече, да и на форуме вообще, ничего конкретного не сказал.
Как и Дальневосточный экономический форум в целом, вся эта довольно любопытная ситуация с рыбой базируется теперь во многом на крепких плечах Заместителя председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Петровича Трутнева. Его недавняя оценка работы структур Минсельхоза весьма доходчиво была выражена словами: «Не умеете работать чиновниками - у нас много рабочих мест. На Дальнем Востоке надо предприятия строить, в рыбный бизнес идите, если вы себя считаете специалистами в рыбной отрасли». Убедительно. Есть еще позиция Администрации Президента по вопросу о многочисленных невыполненных рыбными чиновниками поручениях Главы государства. Как докладывать руководителю страны? Квоты квотами - это все понятно, а другие поручения надо тоже исполнять.
Является ли все вышеизложенное неожиданным? Скорее, наоборот. Было бы совершенной пародией опять увидеть на мероприятии во Владивостоке бросающих в воздух чепчики людей, ликующих при подписании очередных «контрактов» на строительство партии супертраулеров. Что на самом деле мы слышали с панели? Да, практически все без исключения, о чем говорили госпожа Яровая, губернатор Кожемяко и экс-губернатор Дарькин, ранее почти слово в слово, на каждом совещании в Минсельхозе и Росрыболовстве, на круглых столах в Общественной Палате или слушаниях в Государственной Думе, с цифрами в руках излагали рыбопромышленники Российской Федерации.
Возникает вопрос. Для чего тогда все это? Все эти смелые слова критики в адрес Министерства сельского хозяйства и его рыбных чиновников. Ведь они уже привыкли и научились отвечать на подобные выступления: «Конечно, недовольные чем-то всегда есть и будут. Есть те, кто не хочет ничего менять, продолжая работать на старых судах и поставляя рыбу в виде сырья за рубеж. Стремление таких участников всячески затормозить процесс понятно, но мы все же ориентируемся на интересы всей отрасли, людей, которые трудятся в море и на берегу, и просто потребителей. Поэтому отсеиваем эмоции и берем в расчет факты, экономические расчеты».
Вполне возможно, что уверенные в себе руководители Минсельхоза так же легко «отсеют» Яровую, Кожемяко и Дарькина, как уже «отсеяли» политические партии вместе с их вождями и всех тех, кто не работает на «русское море». Вот интересно, а Трутнева с Левитиным они тоже «отсеют»? Подождем, посмотрим. А пока, рожденный в муках на одном лишь голом административном ресурсе светлый рыбный путь «Vorobyef&Frank»» Лимитед уперто затягивает федеральные органы исполнительной власти и администрации приморских субъектов Российской Федерации в пучину бескрайнего нормативного творчества, дискуссий (панелей) и поиска ответа на вопрос «кто будет персонально за все это отвечать?».
(автор: Балашов Валентин Валентинович – Председатель правления прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна)