Российская рыба должна стать дешевле
В Росрыболовстве намерены остановить необоснованный рост цен на российскую рыбу, убрав лишних посредников. Руководство Общественной палаты РФ считает, что это лишь часть проблемы.
В главном рыбном ведомстве страны утверждают, что увеличение стоимости рыбы в магазинах никак не связано с ценами, по которым рыбаки продают ее на берег. Более того, сейчас нет никаких объективных факторов, которые бы влияли на рост цен.
Тем не менее, по данным Росстата, цены на отечественную рыбу продолжают опережать инфляцию в целом и рост цен на другие продукты питания. Так, мороженая рыба с начала года подорожала почти на 9 процентов.
Главная проблема, по мнению представителей Росрыболовства, кроется в слишком длинной цепочке доставки и реализации, прежде чем попасть на прилавки, рыба много раз переходит из рук в руки, и каждый этап добавляет определенную наценку. Стоит сократить количество посредников, и все встанет на свои места, уверены чиновники.
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Евгения Уваркина согласна с этим лишь отчасти:
«Одной из проблем действительно является наличие «дополнительных звеньев» между производителями рыбной продукции и прилавком центра России. В цену рыбы входит и транспортная и портовая инфраструктура, распределительные центры, холодильники и логистика доставки рыбы из района промысла на прилавок. Все это дорожает, а значит, дорожает и рыба.
Но, когда летом мы выезжали на «полевые исследования» на Дальний Восток, то увидели, что холодильники, рефрижераторы и другая техника морально устарели. «А кто нам даст гарантию, что новые холодильники будут загружены?» - сказали нам в портах.
То есть дело в недостаточном количестве рыбы, поставляемой на внутренний рынок. Стоимость валюты сейчас высока, а значит, экспорт очень привлекателен.
Уверена, что определяющим в проблеме доступности рыбы для населения является отсутствие в отрасли стимулирующих регуляторов, которые экономически мотивировали бы рыбаков поставлять рыбу именно на российский внутренний рынок, причем даже по меньшей стоимости, чем на внешний. Это то, чем должно заниматься и чего достичь Росрыболовство.
Растущий объем поставки на внутренний рынок в свою очередь будет мотивировать к развитию всех участников портовой и транспортной инфраструктуры. Ведь именно от количества рыбы, поставляемой на берег, зависит их рост».