Ретейлеры "отыгрывают" потери, связанные с ужесточением законодательства
Потери, связанные с корректировкой федерального закона о торговле, ретейлеры перекладывают на производителей товаров. При этом продукции местных малых предприятий по-прежнему сложно попасть на полки.
Какие последствия принесли изменения в документе, вступившие в силу в середине июля этого года, обсудили члены агропродовольственной гильдии Кузбасской торгово-промышленной палаты. Важное новшество: если раньше поставщик платил сетевикам за приобретение товара бонусные десять процентов, отдельно выкладывая суммы за продвижение, подготовку, упаковку и прочие услуги, то теперь все это вместе взятое составляет пять процентов. И вознаграждение, виды которого впервые оговариваются в законе, рассчитывается от стоимости товара без учета НДС или акциза. Изменились и условия оплаты поставок. Скажем, если срок годности продукции больше месяца, деньги за нее нужно перечислить не позднее 40 дней (раньше было 45).
- Причем если до сих пор срок оплаты исчислялся с момента передачи счетов-фактур, которые из-за ошибок нередко приходилось возвращать ретейлерам, по сути, кредитуя их, то теперь - со дня фактического получения товара, - отмечает начальник управления департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области Наталья Наумова. - А на передачу документов отводится максимум три рабочих дня. Включенные в закон запреты (скажем, на внесение платы за право поставок продтоваров и изменение их ассортимента) призваны уменьшить затраты производителей, уровнять их в условиях с ретейлерами. К слову, сэкономленные суммы производители смогут направить на развитие производства.
Казалось бы, новый закон несет перемены, от которых все только выиграют, включая и потребителей. Однако на практике все оказалось сложнее. Во-первых, многие сети, мягко говоря, не торопятся перезаключать договоры поставки, а значит - переходить на новые правила. Зато устанавливают свои.
- Нас торопят с подписанием ценовых спецификаций, - сообщила представитель кондитерской фабрики из города Киселевска. - Проекта договора нет, и не предвидится, а новые цены устраивают только сеть. И еще они устанавливают ретробонус с поставщика - минус десять процентов от цены товара. Плюс банковские проценты за сокращение сроков отсрочки платежа. Причем все это даже не обсуждается. Не согласны - до свидания.
- А я переподписал договор, и входная цена упала на 2,3 процента, - посетовал директор новокузнецкого предприятия по розливу минеральной воды Виктор Иванов. - Да и сорок или сорок пять дней отсрочки - разница небольшая. Производитель по-прежнему кредитует продавца: он должен потратиться на выпуск товара, а потом еще сорок дней ждать деньги за него. Я считаю, следует ввести налог на отсрочку платежа. Хотя бы минимальный. И пусть потом сеть мне все 365 дней не платит, но, по крайней мере, государство в накладе не останется.
По мнению председателя агрогильдии, гендиректора кемеровского рыбоперерабатывающего предприятия Романа Романенко, хорошо уже то, что штрафы в случае нарушения закона ждут как производителей, так и продавцов, и что наметилась тенденция к диалогу между сторонами. Другое дело: сеть все равно должна будет откуда-то взять недополученную прибыль, чтобы остаться при своих интересах.
- Торговые организации играют с отпускной ценой, естественно, не в пользу производителя, в итоге он должен предоставлять скидки на свой продукт, - подчеркивает начальник отдела областного департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Елена Ларионова. - Ведь без торговли производитель ничто, и крупный ретейл при этом занимает от пятидесяти до шестидесяти процентов всей реализации. Собственная розница сеть есть далеко не у всех, потому приходится выстраивать отношения, вести постоянный диалог с сетями. С местными, локальными договориться, очевидно, проще.
Представитель кузбасской системы универсамов Галина Первицкая подтвердила: "У нас отсрочка платежа - не больше двадцати дней, и мы работаем по предоплате, чтобы поддерживать конкурентные цены, однако выживать на рынке с приходом федеральных сетей с каждым днем все сложнее". В свою очередь, чем мельче предприятие, тем меньше у него шансов войти в крупную сеть. "Особенно, если производишь скоропортящийся товар, ведь легче всего работать с аналогами натуральных продуктов, которые можно поставлять сразу большими партиями", - заметил кемеровский производитель Николай Кириченко.
Как уточнила завотделом надзора по гигиене питания областного управления Роспотребнадзора Ирина Антонова, более шестидесяти из 215 проб, отобранных за девять месяцев 2016 года, оказались нестандартными. Список обнаруженного фальсификата возглавляет сыр (точнее, сырный продукт), сливочное масло, мороженое, сметана и молоко. В одиннадцати случаях проштрафились алтайские производители, в шести - новосибирские, в четырех - пермские, а также поставщики из Тюменской области и Удмуртии. Но и кузбасские компании в черном списке есть. Скажем, переработчики молока из Киселевска и Анжеро-Судженска.
Малых призывают если не объединяться, то пользоваться услугами посредников, работающих с крупными сетями. Но, как справедливо заметила Ирина Антонова, если в цепочке от завода до прилавка не одно звено, а три-четыре, и в каждом есть хоть небольшие нарушения, то в торговой точке мы имеем то, что имеем. А именно: в 2015 году в Кузбассе из оборота было изъято более 1,5 тысячи партий продовольствия общим объемом 4,6 тонны. В антилидерах - мясо, молоко, рыба, плодоовощная продукция и кондитерские изделия. Микробиологические и прочие показатели страдают и оттого, что сами торговые организации нарушают сроки реализации и нормы хранения товара. Так, проверив на днях три крупных сети, депутаты облсовета убедились: многим продавцам температурный режим не писан. Сыр, рыбные пресервы, шампиньоны, творог и другие товары с прилавков изымали корзинами. А еще - проконтролировали, насколько защищены интересы местных производителей.
- В крупных сетевых супермаркетах товар кузбасских переработчиков представлен, но сказать, что в достаточном объеме и ассортименте, нельзя, - сообщил региональный координатор проекта "Народный контроль" Александр Смолин. - Кроме того, при выявляемых нарушениях элементарных условий хранения, местные товаропроизводители получают большой процент возврата продукции в низком качестве. А это мешает развитию производства.
Изменить ситуацию, добиться соблюдения баланса интересов производителей, продавцов и потребителей, в регионе несколько лет назад пытались, заключая трехстороннее соглашение между переработчиками, ретейлерами и областной властью. В нем оговаривалась и доля местной продукции на полках. Сейчас муниципалитеты обозначают эту долю, продавая земельные участки торговым сетям. Но последние данных обещаний, увы, не держат.
- Регулятором здесь может стать только государство, а иначе сети так и будут защищать свои коммерческие интересы, а производители - свои, хотя в итоге никакого улучшения для последних новый закон не даст, - убежден исполнительный директор Сибирской торговой ассоциации Сергей Кузнецов. - И в нынешней экономической ситуации есть риск скатиться вниз в плане качества. Не буду называть сети, но их представители, которых собственники вынуждают давать норматив прибыли, говорят уже вполне открыто: "Делайте продукт из чего хотите, главное - цена". А, по большому счету, в России нужно решить основной вопрос - национальной продовольственной безопасности.