Архангельские рыбаки серьезно ограничат лов трески тралом
По большому счету, речь идет о подписанном несколькими крупнейшими рыбопромысловыми компаниями масштабном документе, действие которого направлено на снижение экологического ущерба от донного тралового промысла на уязвимые системы дна Баренцева и Норвежского морей. Иными словами, компании намерены пересмотреть способы вылова рыбы путем так называемого «перепахивания» морского дна.
Как по дну грабилкой
Надо признать, что, по всей вероятности, донный промысел на севере Европы был привнесен именно поморами, которые еще в XV веке уже знали районы обитания, например, трески, выявили время и направления ее миграции. Дело оставалось за малым – просто скрести дно, собирая рыбу, подобно тому, как в северных лесах собирают ягоду грабилками (или «побирушками», как называют это устройство в некоторых районах Архангельской области). Конечно, способ не совсем тот, но принцип понятен: вместе с ягодой обрываются и листья, оставляя кустарник лысым и бесплодным на годы.
Так и способ донного промысла крайне негативно влияет на экологию морского дна. Трал буксируется по дну и скребет его, нанося непоправимый ущерб его донной биосфере: водорослям, крабам, мидиям, устрицам, морским звездам, некоторым видам рыб.
Результаты серьезнейшей аналитической работы, выполненной экологами Баренц-отделения Всемирного фонда дикой природы совместно с ведущими российскими учеными, касающейся воздействия донного тралового промысла на экологию морского дна, были представлены еще три года назад, на основании чего была разработана специальная программа по снижению такого травмирования морской живности. Исследование привело к неутешительным выводам. Так, промысловая рыба лишается своих пастбищ, молодь – естественных убежищ, а поднимаемая тралом муть впоследствии оседает на большой территории, и организмы, селящиеся на больших территориях, которых не коснулся непосредственно трал, оказываются попросту похоронены под слоем осевшего грунта. В общем, столь деструктивная практика, как донный траловый промысел – настоящий кошмар для обитателей дна.
Есть ли альтернатива?
Ученые и рыбаки совместно пришли к необходимости разработки более гуманных моделей промысла, которые позволили бы сохранить уязвимую морскую донную биосреду, ведь ее разрушение может повлиять вообще на будущее рыбного промысла в целом.
С некоторых пор ученые и экологи ведут дискуссии вокруг глобального моратория на донное траление, однако пока подвижки происходят лишь локально, как, в частности, вокруг территорий Баренцева и Норвежского морей.
Понятно, что крупнейшие производители столь популярных у нас трески и пикши пошли на определенные жертвы, понимая, что дальнейшая деятельность подобного рода может в скором времени попросту лишить их улова.
По словам руководителя программы по устойчивому морскому рыболовству WWF России Андрея Винникова, экологическая важность подписанного соглашения практически неоценима:
– Снижение воздействия донного тралового промысла на донные сообщества благотворно отразится на состоянии экосистем всего Баренцева моря, а в результате – на его продуктивности и, в конечном итоге, на благосостоянии самих рыбаков.
Кстати, альтернативой донному траловому промыслу может стать ярусный способ добычи. Он не нарушает донную биосреду и в этом плане куда более экологичен. При ярусном способе используются крючки и наживка, и по дну там ничто не шкрябает. Такой способ давно и активно используется в дальневосточных морях, и с его помощью вполне успешно ловят ту же треску.
И еще плюсом «яруса» является то, что при однотипности ярусных и траловых промысловых судов, даже их использование с экологической точки зрения выглядит намного более выгодно. Во-первых, траловое судно потребляет куда больше горючего, отчего и выбросы отработанных газов в атмосферу намного больше. У траулеров часто возникает необходимость дозаправки в открытом море, что в непростых условиях северных морей может вызвать риск разлива горючего.
Конечно, некоторые виды рыб остаются малодоступными для ярусного способа, поэтому использование трала все-таки остается насущным вопросом. Однако этот вопрос стоит в рациональном сочетании обоих видов вылова и, естественно, мест использования донного трала.
Сейчас каждый крупный рыбопромышленник, занимающийся промыслом трески и пикши в Баренцевом море, должен иметь экологический сертификат Морского попечительского совета, и даже те, кто его имеет, заявляют о намерении снижать донный промысел. И если «ярус» при всей его экологичности не является полноценной заменой «трала», то пока не разработан более щадящий способ донного лова, речь о полном запрете пагубной практики лова не идет. Но в качестве первостепенного шага ученые и рыбаки совместно намерены составить карты уязвимых экосистем, выделив наиболее значимые в этом плане участки обоих северных морей. Впоследствии промысел там будет ограничен – это объективная необходимость.
Осталось дождаться, как отреагирует на инициативу рыбаков, экологов и ученых руководство отрасли.
Комментарии:
Сергей Несветов, исполнительный директор АО «Архангельский траловый флот»:
– Для нас принципиальную важность имеют забота об экологической обстановке в районах промысла и устойчивое состояние рыбных запасов, поскольку это является источником существования нашего бизнеса. Мы считаем, что сотрудничество с экологическими и другими заинтересованными организациями может принести обеим сторонам гораздо больше пользы, чем недоверие и отчужденность.
Евгений Шамрай, заместитель директора по науке Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО):
– Все больше рыбаки отходят от простой эксплуатации запасов водных биоресурсов и стремятся вести промысел с учетом уязвимости экосистем Баренцева и Норвежского морей. Сотрудничество ПИНРО, рыбной промышленности и WWF России в области защиты донных сообществ Баренцева моря я оцениваю как необходимое и весьма плодотворное. Фактически это переход на более высокий качественный уровень, еще один шаг в развитии экосистемного подхода к управлению промыслом.