Слабая кооперация и трудности с кредитованием тормозят замещение импорта на юге России
Как только России объявили санкции, многие экономисты и чиновники заговорили о том, что это шанс для отечественных производителей продвинуть свою продукцию. Не будет импорта, значит, его должны заместить местные товары. Оправдались ли эти оптимистичные прогнозы в южных регионах?
Поближе к воде
На Кубани и в Адыгее также делают ставку на АПК. Так, в Адыгее специализированный рыбозавод планирует инвестировать несколько десятков миллиардов рублей в комплекс для разведения осетров. Краснодарская фирма "Калитеро" заявила о строительстве нового завода по производству пектина на Кубани, а компания "Соевые протеиновые продукты" будет выпускать соевое масло и изолят.
- Более активному продвижению импортозамещающих проектов в АПК мешает слабая поддержка небольших предприятий, - говорит финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин. - В некоторых регионах ЮФО (например, в Адыгее) на малый бизнес приходится до 60 процентов производимой продукции. Судя по всему, сложившаяся ситуация характерна для всех регионов юга страны с развитым фермерством и личными подсобными хозяйствами. Вероятно, для активизации развития крестьянско-фермерского хозяйства, в том числе за счет предоставления грантов, необходима более мощная информационная поддержка и стабильный экономический рост в регионе.
Не менее важным для реализации импортозамещающих проектов стало активное развитие портового хозяйства на Кубани. Одним из самых больших и перспективных проектов в Краснодарском крае эксперты называют строительство морпорта Тамань.
- Новые терминалы имеют важное стратегическое значение, - полагает эксперт-аналитик АО "Финам" Алексей Калачев. - Во-первых, они переключают на себя потоки экспортных поставок, ранее осуществлявшихся через Одессу. Во-вторых, ни в одном порту России нет комплексов по перевалке такого экспортного товара, как жидкий аммиак.
Не менее важным, считает Калачев, будет и реализация проекта "Создание сухогрузного района морского порта Тамань", обладающего в перспективе мощностью свыше 100 миллион тонн. В новом районе планируется построить контейнерные комплексы для перегрузки не только зерна, но и угля, минеральных удобрений, серы, а также железной руды и стали. В перспективе Тамань станет самым крупным сухогрузным портом на Черном море.
Успешно реализуется в регионе еще один необычный проект - выращивание тропических австралийских раков и гигантских креветок. Планируется достичь производства до 80 тонн в год. Цеха под большие объемы готовы. Вся кормовая база - местная.