Крайний выступил за ограничение уловов | Фоторепортаж
На всероссийском фестивале "Народная рыбалка" в Астрахани трофейными признали экземпляры судаков, жерехов и щук, которые еще 10 лет назад считались мелочью. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на РГ.
За срочное ограничение суточных уловов рыбаков-любителей пятью килограммами высказались глава Росрыболовства Андрей Крайний и губернатор Астраханской области Александр Жилкин. Но, возможно, такой лимит вступит в действие сам собой, без участия депутатов и бюрократии. Хотя бы просто потому, что рыба кончилась: за четыре часа фестивальных соревнований даже команда-победитель из двух человек наловила спиннингом только 4,8 килограмма.За этот "рекорд" триумфаторы получили в качестве приза длиннобазовую "Ниву". Хотя по старым астраханским меркам улов это ничтожный. Трофеями на фестивале признавали судаков и жерехов по килограмму, двухкилограммовых щук. Десять лет назад тут такую рыбу мальчишки таскали с берега Волги сучками с обрывком лески. А теперь - спортсмены со снастями по десять тысяч долларов и дороже.
Как говорят эксперты, рыбы в Волге становится все меньше из-за освоения нефтеносного шельфа, из-за безжалостного к нерестящейся рыбе регулирования уровня воды, но главное - из-за истинно народной рыбалки на протяжении двадцати лет, в ходе которой все участники ловли нарушали неписанные любительские рыбацкие законы - не ловить в нерест, не выгребать больше, чем сможешь съесть, не губить мелочь. При полном или почти полном попустительстве власти.
До сих пор вне жестких рамок фестивальных соревнований рыбакам удается добывать много рыбы. "То, что происходит у нас в стране, и особенно тут, в Астрахани - это неописуемо. Сотнями килограммов, тоннами вылавливают, - признает ответственный за охрану рыбы в пресной воде Андрей Крайний. - Какая это любительская рыбалка - это промышленный лов". По действующему законодательству суточный вылов любительскими снастями не ограничивается. А ими в Астрахани можно, зная место и время и не жалея природу, набить полную лодку. Кстати, в хорошем номере на любой уважающей себя рыболовной базе в Астраханской области (а таких баз тут уже почти 600) наряду с унитазом, телевизором и сейфом есть и морозильная камера.
Правда, любители рыбалки уже, похоже, и сами не рады своим достижениям. По словам Андрея Крайнего, ограничение уловов - единственная норма в законопроекте, за которую во время обсуждения в интернете высказались все, кто принял в нем участие. Речь идет о том, что если водный объект лежит на территории одного субъекта федерации, решение об объеме разрешенного вылова принимает субъект федерации, если на территории двух и более - то федеральный центр. Возможно, в некоторых регионах норма будет существенно ниже астраханских пяти килограммов. Не так единодушны участники открытой дискуссии были по поводу запрета на продажу сетей и на подводную охоту в пресной воде. Соответствующие нормы тоже содержатся в законопроекте.
Законопроект прошел слушание в профильном комитете Госдумы и готов к принятию в первом и последующих чтениях. Андрей Крайний надеется, что в осеннюю сессию Дума примет закон о любительской рыбалке. Однако повлиять на процесс у него, пожалуй, будет немного возможностей. Нормативно-правовым регулированием рыболовства теперь теперь занимается минсельхоз, там создается новый департамент. "Мы туда передали численность - 25 человек. - Комментирует руководитель Росрыболовства. - Другие полномочия остались у агентства - организация рыбалки, контроль и надзор, воспроизводство".
Губернатор Астраханской области Александр Жилкин поддерживает ограничение суточного вылова рыбы любителями: "В этом году паводок был замечательный, это значит, что через три года будет много товарной рыбы. Но если мы сейчас не остановимся, не ограничим выловы, то позже придется вводить драконовские законы, по которым каждый любитель будет сидеть с линейкой и журнальчиком и записывать: "поймал рыбку 8 сантиметров и срочно отпустил". Линейки нет - плати штраф"
"Рыба - это не слон, - объявил далее Александр Жилкин, имея в виду, видимо, способность крупнейшего наземного млекопитающего приносить лишь одного детеныша за несколько лет, - если к ней подобрей отнестись, каждая даст сотни тысяч потомства, поэтому мы поддерживаем такой ограничение на вылов любителями".
В качестве подтверждения этого своего тезиса Александр Жилкин рассказал, что в Каспии сейчас в четыре раза больше молоди осетров, чем несколько лет назад. Это установили ученые, совершившее в прошлом году 18 экспедиций в море, чтобы выяснить, какой результат дают отказ России от промышленного лова осетровых, борьба с браконьерами и воспроизводство осетровых на рыбоводных заводах на бюджетные деньги. За год они выпускают в дельту Волги пару миллионов подрощенных малеков и 22-24 миллиона мелочи. "Но мы должны дать этой рыбе возможность вырасти до половозрелости - и тогда все, можно будет удочкой с берега ее ловить - так, как мы в детстве ловили. - Заявил на фестивале астраханский губернатор, и, обратившись К руководителю Росрыболовства, продолжил. - Только я скажу тебе тогда, какие удочки надо запретить. А то вот москвичи - это двигатель браконьерского лова".
Кстати. Плата за любительскую рыбалку остается только там, где водятся ценные и особо ценные виды. В списке их всего одиннадцать видов, из них три краба. Помимо того, это все дальневосточные лососи и дикая атлантическая семга. По мнению Андрея Крайнего, причина того, что у нас на Кольском полуострове до сих пор еще есть дикая семга - атлантический лосось - спортивный принцип "поймал - отпусти", который действует там на рыболовных базах. Люди платят огромные деньги ради только ради того, чтобы поймать рыбу, сфотографироваться с ней и отпустить на волю.