Прогнозы и первые итоги промысла горбуши в Сахалино-Курильском регионе
Если сравнивать прогноз с реальным выловом, то сразу же следует исключать из такого анализа районы, где в массовом количестве облавливают так называемых «транзитных» рыб, мигрирующих через «наши воды» в другие районы своего воспроизводства. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на СахНИРО.
На Сахалине к таким районам относится его западное побережье, на севере которого уже приближается к своему завершению очень удачный в этом году для рыбаков промысел горбуши (вполне может быть достигнут рекордный уровень ее уловов). А в его южной части из-за ожидаемых чрезвычайно слабых подходов горбуши был введен полный запрет на ее промысел. К сожалению, прогноз оказался верным, а введенный запрет позволил хотя бы немного, но все же пропустить производителей в реки.
На Курилах к таким районам относятся северные острова, через проливы между которыми в Охотское море мигрируют разные виды лососей, воспроизводство которых осуществляется практически в реках всего побережья этого моря. Свою горбушу промышляют только на Итурупе и Кунашире. Однако на Кунашире фактически введен запрет на ее промысел (выставлены всего три невода в центральной части охотоморского побережья как своеобразный контроль за подходами). Результаты этого лова (суточные уловы по несколько тонн), а также обследование некоторых рек показало целесообразность принятых мер по поддержке воспроизводства.
А вот на Итурупе развернут полномасштабный промысел горбуши. Но его результаты не радуют рыбаков. Реки этого острова, несмотря на свою малую величину, являются высокопродуктивными в отношении воспроизводства горбуши. И по этой причине здесь привыкли к большим уловам. Однако на основе анализа процессов, протекающих в динамике этого стада, уже в 2010 г. появилось предположение, что общий уровень запаса горбуши снизится с одновременным увеличением разницы по величине уловов в смежные годы. И это предположение сбывается. К вылову в этом году рекомендовано всего 7,3 тыс. тонн горбуши, в то время как в предыдущие нечетные годы наступившего столетия (исключая 2011 г., когда произошло снижение) вылавливали от 16,3 до 37,6, в среднем по 25,4 тыс. тонн этих рыб. На 18 августа величина вылова (3,39 тыс. тонн) не намного опережала прогноз на эту дату (2,82 тыс. тонн).
Уникальная и очень необычная ситуация сложилась на восточном побережье Сахалина. После рекордно высоких уловов горбуши в 2009 (224,3 тыс. тонн) и 2011 (169,2 тыс. тонн) годах прогнозные оценки на 2013 г. были весьма неоднозначными. По традиционному прогнозу вероятный вылов оценивался в объеме 27,3 тыс. тонн, причем впервые за все годы основные подходы горбуши ожидались в северной части острова – на его северо-восточном побережье и в заливе Терпения (21,9 млн рыб), в то время как в наиболее урожайном районе – юго-восточном побережье – 9,7 млн. рыб, а во втором по значимости районе – заливе Анива – всего 3,4 млн рыб, что повлекло за собой запрет в этом заливе на промысел горбуши дикого происхождения, так как ее расчетный возврат недостаточен даже для заполнения нерестилищ. В то же время, в результате анализа различного рода математических моделей динамики численности горбуши ее подходы к южным районам восточного Сахалина ожидались в 4 раза выше традиционных оценок, а также в 1,5 раза выше – к северо-восточному побережью острова.
Этот альтернативный прогноз в большей мере соответствовал рекордному за последние 5 лет количеству молоди горбуши, обнаруженной учеными ТИНРО-центра осенью прошлого года при траловой съемке в Охотском море. Однако величина последующего возврата горбуши при ее учете на подходах к проливам Курильской гряды уже не была такой впечатляющей, однако достаточной для многократного превышения изначального прогноза с учетом того, что миграция основной части рыб из обнаруженного скопления предполагалась к берегам Сахалино-Курильского региона. В этих условиях не оставалось ничего другого, как возможно больше увеличить прогноз в регионе. Южные Курилы сразу исключались, так как прогноз был объективен. Зал. Анива – тоже налицо были серьезные проблемы с воспроизводством горбуши. По горбуше зал. Терпения нет модельных разработок из-за отсутствия многолетнего ряда достоверных данных. Остались юго-восточный и северо-восточный Сахалин, где прогноз был увеличен, соответственно, с 10,1 до 46,8 и с 9,7 до 19,2 тыс. тонн.
Таким образом, официальный прогноз по горбуше восточного Сахалина был представлен в объеме 73,5 тыс. т. В то же время, в информации для рыбаков постоянно указывалось, что если где и будут серьезно превышены прогнозные ожидания, то это будет в северной части восточного побережья Сахалина. Причина в том, что по этим районам нет достоверных данных по скату молоди. В расчеты были заложены данные по скату из рек соседних районов. А фактически этот скат мог быть значительно выше, так как воспроизводство горбуши в реках северо-восточного побережья Сахалина, в левобережных притоках Пороная и в небольших реках северного побережья зал. Терпения не подверглось катастрофическому воздействию осенних тайфунов, как это было отмечено в реках южной части Сахалина, где в результате мощных паводков большинство нерестилищ было размыто.
Фактические подходы превзошли все ожидания, вылов на восточном Сахалине по состоянию на 18 августа составил 127,4 тыс. тонн. И совсем не случайно почти вся горбуша добыта на северо-восточном побережье острова (71,1 тыс. тонн) и в зал. Терпения (51,2 тыс. тонн). Причем в зал. Терпения ее основные скопления также находились в его северной части. Так, за предыдущие 5 цикличных лет ежегодно доминировал по уловам Макаровский район (западное побережье залива), где добывали в среднем по 18,1 тыс. тонн, а в Поронайском районе – по 13,9 тыс. тонн. Однако в текущем году, по состоянию на 18 августа, на северном побережье залива поймано горбуши вдвое больше, чем на западном (35,1 против 16,1 тыс. тонн). И это несмотря на то, что в этой части залива не было каких-то комфортных условий для концентрации рыб, так как здесь, как и у западного побережья наблюдался слишком большой прогрев поверхностного слоя воды в период массовых подходов горбуши (почти до 20°С в 1-й декаде августа).
В конечном счете, увеличение первоначального прогноза (хотя оно и спровоцировало надежды на благополучную рыбалку в южных районах) оказалось весьма полезным в условиях необыкновенно урожайных подходов горбуши в северные районы острова, так как позволило выиграть время для оценки ситуации и разработки оперативных рекомендаций. В соответствии с ними, величина возможного вылова горбуши в северной части побережья была установлена в объеме 132,3 тыс. тонн, а для южной части был подтвержден ранее разработанный прогноз по традиционной методике – 12,7 тыс. тонн. По данным на 18 августа, вылов в этой части побережья составил 5,2 тыс. тонн (прогноз на эту дату 6,9 тыс. тонн), но это отставание вполне может быть следствием последних штормов.
В последние годы произошли очень заметные изменения в численности горбуши, она то резко увеличивалась, то резко сокращалась. Можно бесконечно спорить о причинах, вызывавших эти изменения. Так, как отмечено выше, резкое снижение запаса горбуши было обусловлено мощнейшими паводками в реках Итурупа и южной части Сахалина, а в Аниве этому способствовали также заморы рыб в реках в результате их чрезвычайно больших заходов. Однако на Кунашире и паводки были слабее, и заморов не было, а ситуация с формированием запасов этого вида развивается по такому же сценарию. Мы многого не знали раньше, не знаем сейчас (хотя технические возможности многое позволили узнать в последние годы) и не будем знать в будущем. Есть такое выражение, чем больше узнаем, тем больше не знаем. Это аксиома, не требующая доказательств. Прогноз возврата лососей – весьма сложная задача, так как кто возьмется точно предсказать, что произойдет с мальками, надолго уходящими в морские воды. Возможно, надо пристальнее обращать внимание на то, что происходит в структуре стад, ведь рыбы лучше нас исследуют среду обитания, реагируя на происходящие в природе изменения. Так, у горбуши в мало похожих районах ее воспроизводства (Анива – Итуруп – Кунашир) падению численности предшествовали одинаковые изменения в структуре стад: сначала происходило снижение численности рыб ранней формы как менее устойчивой к воздействию негативных факторов среды. Но это пока рабочая гипотеза. А вот несомненным остается одно. Как хорошо проявилось в последние годы, если обеспечивается сбор достоверных данных об условиях воспроизводства лососей в реках, то точно предсказывается, по крайней мере, тенденция изменения численности. А если не обеспечивается, как, например, оценка ската молоди на Итурупе в 2010 г. или в северной части восточного побережья Сахалина, неизбежно будут возникать неожиданные, на первый взгляд, такие падения (Итуруп, 2011 г.) или всплески (как на севере в нынешнем году) численности горбуши.
А.М. Каев, зав. Отделом лососевых исследований, доктор биологических наук