Специалисты прокомментировали результаты сайровой путины-2013
В декабре завершилась одна из основных российских путин – сайровая. Эффективность промысла сайры сильно зависит от множества природных и других факторов, поэтому отечественные рыбаки считают эту путину одной из самых сложных. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на ТИНРО-Центр.
В целом, гидрологические условия были благоприятными для формирования нагульных скоплений сайры в российской исключительной экономзоне в Южно-Курильском районе. Как сообщил начальник штаба путины Дмитрий Антоненко расположение теплого вихря и слабое развитие первой ветви течения Ойясио способствовали образованию промысловых скоплений мигрирующей с севера нагульной сайры и препятствовали ее уходу в воды Японии. Уловы текущей путины в отличие от прошлогодних состояли преимущественно из средне- и крупноразмерной сайры.
В то же время на нынешней путине были и серьезные минусы – распределение сайры в Южно-Курильском районе отличалось от среднемноголетних схем: миграции сайры с севера происходили с задержкой на 2-3 недели и кроме традиционных районов промысла в ЮКР в зоне России, где концентрируется нагульная сайра, часть миграционных потоков прошла восточнее за пределами 200 мильной зоны. В целом, в зоне России, в традиционных районах промысла скопления сайры отмечалась в меньших объемах по сравнению с 2011 и 2012 гг., особенно это ощущалось в первую половину путины (август-сентябрь), когда добывающие суда тратили значительное количество промыслового времени на поиск скоплений.
По словам начальника штаба путины, ситуацию спасала работа научно-поискового судна «Владимир Сафонов», которое неоднократно находило перспективные участки лова и подходящие свежие скопления. Примерно с октября отмечалось увеличение обилия нагульной сайры, однако в этот период значительно увеличилось количество штормовых дней, что неблагоприятно сказалось на эффективности промысла. Всего в прошедшую путину отмечалось 27 штормовых дней, это на 9 штормовых дней больше, чем в 2012 г.
Кроме того российские рыбаки вели промысел в условиях жесткой конкуренции – помимо них в российской ИЭЗ находилось значительное количество (в отдельные дни до 200 единиц) японских добывающих судов, работающих по межправительственному соглашению. В 2009 г. когда вдоль сильно развитой первой ветви Ойясио нагульные скопления сайры уходили в зону Японии уже в первой половине промысла, японский добывающий флот закончил работу в ИЭЗ России 5 сентября. В 2012 г. японские сайроловы перестали заходить в российскую зону 7 октября. В нынешнем 2013 году, из-за гидрологической ситуации подходы сайры в японскую зону были слабыми и поздними, поэтому японские рыбаки добывали сайру в зоне России до 20 октября. В условиях невысокого обилия скоплений сайры промыслового характера японские добывающие суда в большом количестве занимали основные промысловые участки, вытесняя российский флот. В результате отечественные рыбаки были вынуждены переходить на менее перспективные участки, что означало трату значительного количества промыслового времени на поиск и переходы.
Проблема неосвоения квот выделяемых российским рыбакам по межправительственному соглашению в водах Японии объясняется сложностями при пересечении границы. Российское судно должно за 24 часа уведомить отечественные пограничные службы о своем намерении покинуть исключительную экономзону, и пересечь ее только в контрольной точке. Аналогичную процедуру судно делает и при входе в российскую ИЭЗ. Японский же флот предупреждает пограничников только за 6 часов до пересечения, что с учетом быстрых миграций косяков сайры довольно веское преимущество. Такая же проблема встает при выходе/входе из исключительной экономической зоны России во второй половине путины, когда скопления сайры отмечаются в нейтральных водах. Отечественные рыбаки очень неохотно выходят в нейтральные воды по причине сложностей пересечения границы экономзоны России, что безусловно отрицательно сказывается на общем вылове судов под флагом России.
Вторую путину подряд подтверждается высокая эффективность работы флота, изначально специализированного под промысел сайры и кальмара (группа судов компании ССК). Эти суда оснащены современным высокоэффективным световым и поисковым оборудованием, позволяющим им с успехом конкурировать с японским флотом. В 2013 г.16 судов этой группы выловили в общей сложности 24 тыс. тонн сайры (22 тыс. в прошлом 2012 г.), притом, что промысел они начали на месяц позже, чем в 2012 г. Остальной добывающий флот России освоил 28,3 тыс. тонн, что на 10,9 тыс. тонн (28 %) меньше, чем в 2012 г.
Проблем с береговой приемкой рыбы в этом году почти не наблюдалось, поскольку и сайры было меньше, и путина шла дольше.
По мнению ученых ТИНРО-Центра, тенденций к сокращению численности этого объекта не наблюдается и в следующем году рекомендуемая величина возможного вылова в Южно-Курильской зоне останется на уровне 2013 г. - 180 тыс. тонн.