Рыба Тихого океана заменила уловы из Атлантики
За последние три недели в рыбные порты и портопункты края поступило порядка 100 тысяч тонн водных биологических ресурсов из охотского моря. В основном это была охотоморская сельдь. Об этом сообщает АиФ.
С января по март-апрель поставки уловов с моря на берег также превысят традиционные показатели, считает Георгий МАРТЫНОВ, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья. Поскольку к сельди прибавится ещё и пойманный минтай. С большой долей уверенности можно прогнозировать, что во Владивосток, Находку, Преображение, Южно-Морской и Зарубино к началу лета из районов промысла доставят до полумиллиона тонн свежемороженой рыбы.
Шило на мыло?
Станет ли любимая в народе селёдка дешевле в торговой сети Приморья? Нет, не станет. Рыбаки сдают сырьё на берег по 13-14 руб. за 1 кг - на уровне себестоимости. На берегу её солят, коптят, делают консервы и пресервы. Переработчики добавляют к цене ещё 10-15 руб. Затем оптовые перекупщики и магазины накручивают свои 100-150%. Итоговая цена на прилавке - от 120 до 300 руб. за 1 кг с незначительными изменениями держится в крае все последние годы.
Однако сельди на Тихом океане стали вылавливать больше, и вся она востребована. Традиционные объёмы и новые излишки отправляют в Сибирь, на Урал и в европейскую часть России. Они пришли на замену продукции от попавших под ответные санкции западных стран, и даже с учётом затрат на железнодорожную доставку тихоокеанская сельдь получается дешевле атлантической сельди, которую, к примеру, Исландия поставляет на российский берег по 50-54 руб. за 1 кг.
Вернёмся к приморским берегам. Недавно во Владивостоке состоялся круглый стол с представителями рыбопромысловых компаний и морских рыбных портов. Поднимаемые темы настолько значимы для рыбаков, что помимо руководителей приморских предприятий присутствовали представители крупнейших добывающих организаций Камчатского и Хабаровского краёв, Сахалинской и Магаданской областей. Основными вопросами обсуждения стали работа надзирающих органов в ночное время, соблюдение температурного режима при отправках рыбной продукции потребителям в западные российские регионы, ветеринарное оформление рыбной продукции. Большинство этих проблем малоинтересно широкому кругу потребителей, но из этих «мелочей» складывается повседневная деятельность рыбаков и ценовая политика, от них зависит ситуация с импортозамещением и многое другое.
Стучат колёса
Из 4,2-4,3 млн т добываемых водных биологических ресурсов две трети приходится на моря Дальнего Востока. С учётом предстоящего промысла сардин и скумбрии эта доля должна вырасти до трёх четвертей. Как её доставить за Урал без потери качества?
В Москву рыба с Приморья зачастую приходит ниже обязательных -24 с температурой -14 градусов Цельсия. Бывали случаи, когда температура падала до -4 градусов. В подобных условиях с лососёвых пород сходит глазурь, которая защищает рыбу от высыхания, прогоркания. И даже если снова заморозить рыбу до -18…-20 градусов, она уже будет худшего качества. Когда рыба тает ещё сильнее, начинается окисление. Наибольшие потери температуры происходят при погрузке на подвижной состав в железнодорожных тупиках на станциях Чуркина и Угольной, так как здесь происходит двойной перегруз: рыба сначала выгружается с судна на автомобили, а с автотранспорта в вагоны. Не случайно этот вопрос поднимался даже на президиуме Госсовета РФ по рыбохозяйственному комплексу.
Георгий Мартынов считает, что переломить ситуацию может только полная замена убыточных железнодорожных рефрижераторных секций на современные рефрижераторные контейнеры. Но в России рефконтейнеры не производятся. Основным поставщиком является Китай. Общая потребность перевозчиков в таких контейнерах - 10 тыс. единиц, из них пять тысяч - в ближайшие 3-4 года. Иначе ждать удешевления рыбы не приходится.
В 2015 г. общий вылов водных биоресурсов в Дальневосточном бассейне составил 2,54 млн т, превысив уровень 2014 г. на 72,1 тыс. т.