Два месяца продуктового эмбарго: чем заменили запрещенные продукты
Запрет на ввоз продовольствия из стран, поддержавших санкции против России, оставил розницу без проверенных поставщиков, а потребителей — без любимых продуктов. Об этом сообщает Ведомости.
Эмбарго распространяется на говядину, свинину, овощи и фрукты, мясо птицы, сыры, молоко и молочные продукты из Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии и продлится, если не будет отменено досрочно, год. Крупные розничные операторы оценивали, что под удар попало 5-10% их ассортимента. Отношения с поставщиками — это не только контракты, но и логистика, а с введением эмбарго оборвались цепочки, которые выстраивались годами, говорит директор по внешним коммуникациям «Ашана» Мария Курносова. Переход на другого поставщика означает издержки для сети.
Сети отметили короткий всплеск интереса к подпавшим под временный запрет товарам. Быстрее всего с полок исчезли европейские сыры — например, бри и камамбер, говорит представитель «Ашана». Был интересный случай с оливковым маслом, добавляет представитель сети «Лента» Анна Мелешина: покупатели, не разобравшись, начали приобретать его про запас, но потом, выяснив, что оно не подпадает под запрет, быстро успокоились.
«Ничего не изменится, — заявлял в конце августа финдиректор крупнейшего российского ритейлера “Магнит” Хачатур Помбухчан. — Люди будут тратить те же деньги на другие продукты <...> Продажи некоторых товарных наименований вырастут, некоторых — сократятся, так как они будут более дорогими по сравнению с запрещенными».
«Мы не наблюдаем оттока клиентов, а это значит, каждый нашел для себя замену исчезнувшим товарам», — подтверждает Курносова.
На выручку сетей российское продовольственное эмбарго вряд ли оказывает серьезное влияние, свидетельствуют данные сентябрьского исследования AlphaWise от инвестбанка Morgan Stanley. Их данные основываются на анализе покупательского поведения 1044 потребителей, которых опрашивали 15-17 сентября — спустя полтора месяца после введения продуктового эмбарго. Треть опрошенных заметили, что после продовольственных контрсанкций они не могут больше купить некоторые товары. Но 80% уже нашли им замену — либо российскими аналогами (60%), либо импортом из незапрещенных стран (20%). Остальные 20% опрошенных просто перестали покупать, не найдя аналогов.
На сегодня ритейлу удалось заместить большинство товаров, подпавших под запрет, говорят представители сети. Дальнейшее замещение наталкивается на два основных ограничения, говорит представитель «Ленты»: уникальность товаров, которым нет адекватных аналогов на рынке, а также существенный рост цен у поставщиков на отдельные товары.
Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича, который курирует АПК и продуктовую розницу, отказалась отвечать на вопросы, считают ли в правительстве, что российское эмбарго на западные продукты питания достигло своих целей, есть ли вероятность его досрочной отмены или продления.
Родина семги
В восполнении выпавших поставок мяса и рыбы заметна роль Белоруссии. В начале сентября норвежская газета Dagens Naeringsliv сообщала со ссылкой на экспортеров, что после введения Россией эмбарго Норвегия нарастила экспорт лосося в Белоруссию втрое, в Эстонию — в четыре раза. Российское эмбарго создало гораздо меньше проблем, чем ожидалось, говорил газете представитель крупного экспортера норвежской рыбы Coast Seafood i Måløy: «Переработанный лосось продолжает поступать в Россию: мы смогли восстановить поставки практически в прежнем объеме».
Как говорили российские рыбоперерабатывающие компании, норвежская рыба не поступает в Россию напрямую — она перерабатывается на территории Белоруссии, получает новый таможенный код, что и позволяет вывести ее из-под эмбарго. «Мы заключили договор в Белоруссии с местной компанией, поставили там свою линию, наладили производство и уже поставляем», — говорил в сентябре «Ведомостям» руководитель крупного российского производителя готовой рыбной продукции. В Белоруссии рыба разделывается на филе, «филе солится, упаковывается под вакуумом, затем фасуется по коробкам и отправляется в Россию», рассказывает он. Схема обходится дороже прямого сотрудничества с норвежцами, признает он: «[До эмбарго] мы заходили в сети по 280 руб. за 300 г куска упакованной красной рыбы, теперь подняли цену до 305-310 руб.».
Со свежей рыбой вышло сложнее — норвежский лосось доминировал у крупных сетей. «Продукция из Норвегии отличалась высоким качеством и приемлемой ценой, — объясняет Мелешина из «Ленты». В результате в первое время после госзапрета «были некоторые сложности с поставкой свежей рыбы, довольно ощутим дефицит по семге и форели», говорит Курносова из «Ашана».
Первую адекватную замену нашли в Мурманске, рассказывает представитель «Ленты». В конце августа удалось организовать поставки замороженного лосося из Чили, а также получить декларацию соответствия, позволяющую размораживать рыбу непосредственно в магазинах. Сейчас ритейлер завозит форель из Турции и Армении и наладил поставки охлажденного лосося с Фарерских островов. Рыбу во многом удалось заместить, однако уровень отпускных цен из вышеуказанных стран выше, чем из Норвегии, признает представитель «Ленты». Частично объемы восполнили поставки с Фарерских островов, «но на данный момент поставки от поставщиков остаются нестабильными», добавляет представитель «Ашана».
НЕ ТОЛЬКО ЛОСОСЬ
Россельхознадзор после введения эмбарго не раз заявлял, что в Россию пытаются ввозить запрещенную продукцию через Белоруссию — с 11 августа по 24 сентября ведомство отрапортовало о 88 таких обнаруженных попытках. В конце сентября ведомство заявляло также , что обнаружило запрещенные к ввозу в Россию овощи и фрукты на прилавках магазинов и овощных баз, в том числе в «Азбуке вкуса», «Седьмом континенте», «Магнолии». Сами сети позднее поясняли, что причиной были не незаконные схемы, а разночтения в маркировке и другие технические моменты.
«Ашан» утверждает, что его методы работы с поставщиками исключают возможности попадания на полки реэкспортного товара. «Если мы понимаем, что не сможем сами оптимально организовать логистические процессы по импорту товара, мы подключаем к работе импортера. Но всегда сами контролируем все процессы, детально проверяем этикетки, информацию на коробах и сопроводительные документы. Такая система работы практически исключает реэкспорт», — говорит Курносова.
До подписания контракта «Дикси» проверяет как качество товаров поставщика, так и их документарное сопровождение, чтобы не допустить нарушений, говорит Куманина. Однако механизм контроля за сертификатами пока не выработан, добавляют в «Ленте», поэтому проверить поставщиков на предмет реэкспорта товаров из стран, подпавших под эмбарго, довольно сложно.