Рынок рыбы: кто наведет порядок |Видео + интервью
Как повлияли на российский рынок рыбной продукции ответные санкции и меры по импортозамещению? Какая рыба заменит норвежский лосось и почему норвежцы ловят лосось у берега, а мы — далеко в море? О пользе рыбы и методах ее лова, рассказал гость программы "Точка зрения" на Pravda.Ru, советник генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Вадим Брухис.
— Вадим Михайлович, вы знаете о рыбе все. Сильно ли сегодня изменился рынок рыбы? Пришла ли пора затягивать пояса? Или все в норме?
— В советские времена добывалось порядка 11,5 миллиона тонн рыбы, из них 8,3-8,5 флотом, который был приписан к портам страны. Вылавливалась рыба самых различных видов, но ассортимент продукции, которая поступала в страну, был достаточно ограничен. Прежде всего, это были сардина, ставрида, в меньшей степени скумбрия, а также минтай и мойва. Вылов этих видов рыбы был достаточно велик. В целом на столе у россиянина ассортимент рыбной продукции был достаточно узок.
Сегодня мы добываем в 2 раза меньше — 4,2-4,3 миллиона тонн. Тех видов рыб, которые я назвал, мы вылавливаем гораздо меньше. Основным районом промысла остается Дальний Восток.
В основном мы производим лов в нашей прибрежной зоне, хотя за пределами нашей экономической зоны и шельфа тоже добываем где-то около 600-700 тысяч тонн, порядка 20 процентов. Флот остался тот, который был при Советском Союзе, у рыбаков на модернизацию этих судов остается мало денег. А чтобы построить новые высокопроизводительные суда, тем более не хватает денег.
Все рыбодобывающие суда в настоящее время — частные. Государство готово тратить деньги только на те суда, которые обеспечивают государственные функции, это — исследования, охрана рыбных запасов и безопасность мореплавания. Государственного рыбного флота в России нет.
— Есть у вас какой-то план, вы входите в государственные программы?
— Есть государственная программа по улучшению деятельности рыбохозяйственного комплекса. Там четко определены возможные объемы вылова, мероприятия, которые предпримет государство. Большое внимание уделяется развитию аквакультуры. Нужно создать условия для хозяйствующих субъектов, для развития этого вида деятельности.
Судовладельцы должны быть заинтересованы в строительстве новых судов и модернизации старых. Деньги судовладелец должен заработать сам, а ему создадут льготы при получении кредитов, например, 2/3 ставки рефинансирования.
Интересы государства тоже должны соблюдаться. Закон о рыболовстве ставит условие, что вся рыба, которая выловлена в экономической зоне Российской Федерации, должна быть доставлена на берег, за исключением дальних районов.
В принципе, у нас создан такой флот, что большая часть добычи обрабатывается прямо на судах. Так суда и строились, что рыба разделывается, происходит первичная обработка, потрошится, обезглавливается, замораживается. Есть еще прибрежное рыболовство, при котором рыба поступает на береговые перерабатывающие предприятия, которые делают из нее продукцию, но опять же, в первую очередь, мороженную.
Дело в том, что 2/3 рыбы добывается на Дальнем Востоке, но потребители живут в основном в европейской части России, поэтому доставка рыбы сопряжена с определенными затратами и трудностями. Получается так, что на Дальнем Востоке при добыче 2,7-2,8 миллионов тонн только 700-800 тысяч тонн поступает в Сибирь и в европейскую часть России.
А остальная вывозится за рубеж, но иногда она же к нам возвращается в переработанном виде. В рамках импортозамещения рыба, которая поступает к нам из-за рубежа, из Европы, должна быть замещена той рыбой, которая вывозится за рубеж. Лососевые виды — атлантический лосось, семга и форель — завозились к нам в приблизительном объеме 200-220 тысяч тонн в мороженном и свежем виде. Сейчас заменяем ее, прежде всего, рыбой из Чили. Там выращивается лососевая рыба, в основном, кижуч.
У нас есть рыборазводные предприятия, но они выращивают мало. Проблема достаточно сложная, потому что посадочный материал импортный, мальки, они доставляются из Норвегии, Шотландии. У нас — недостаточное количество кормов, чтобы быстро увеличить это производство. Хотя, в принципе, если заняться серьезно, то кормопроизводство развить можно, и посадочный материал тоже самим можно выращивать. Но это требует времени.
При производстве кормов все равно нужна рыбная мука, чтобы кормить этих мальков. На Севере у нас рыбной муки производится очень мало, она выпускается, в основном, на Дальнем Востоке, там же она и сбывается.
Приблизительно такое же количество завозится из других стран — около 60-65 тысяч тонн. Корма можно уже производить, надо организовывать производство рыбной муки на специализированных судах. Предприниматели должны иметь средства, чтобы их инвестировать в развитие вот этих двух целей в аквакультуре. И ведь это дело не только в северном варианте выращивания семги атлантической или форели, а и в целом в развитии аквакультуры по стране.
Именно поэтому разрабатываются различные мероприятия Минсельхозом или Росрыболовством для того, чтобы предприниматели в этой сфере, рыбные фермеры были заинтересованы и получили помощь для развития своих хозяйств.
Нужны различные научные исследования в этом направлении. Сейчас мы выращиваем около 150 тысяч тонн, а через 5 лет уже планируется выращивать 350 тысяч тонн. Для этого потребуется большая работа, в том числе в совершенствовании нормативной базы и оказания помощи фермерам в различных направлениях. Раньше была и разведка рыбных ресурсов.
Сейчас НИИ тоже достаточно много проводят исследований на Дальнем Востоке, на Севере, на внутренних водоемах — на Каспии, Черном и Азовском морях. Они контролируют и изучают объем запасов рыбы. Там опытные специалисты. Но нужно построить научно-исследовательский флот, потому что тот, который еще остался, очень устарел морально и физически, и его недостаточно.
— Государственные институты ведут исследования и вырабатывают рекомендации, а судовладельческие организации — частные. Получается, что они должны покупать эту информацию?
— Это как раз тот самый случай — государство оказывает услуги рыбопромышленникам. Коммерсантам оказываются услуги научными исследованиями и охраной запасов, а также обеспечением государственной функции сохранения человеческой жизни на море. Это — юридический термин. Они должны обеспечить безопасность мореплавания, чтобы в случае аварий и происшествий, люди и имущество, в первую очередь люди, должны быть спасены. У Росрыболовства есть группы спасательных судов. Они направляются в районы промысла. Это особенно необходимо в зимних условиях, когда лед и шторма, а рыбу все равно ловить нужно.
— Насколько востребованы такие услуги?
— Такие услуги востребованы, но чем меньше они их оказывают, тем лучше. Но бывает, к сожалению, что их даже не хватает. Несколько лет назад застряла во льдах большая группа судов в Охотском море, к северу от Сахалина. Им оказывали помощь все, кто чем мог, в том числе ледоколы атомные и дизельные. Но, тем не менее, до самой весны не смогли вывезти плавбазу и еще несколько судов.
— Какие способы больше всего используются для промышленной добычи рыбы?
— Самый распространенный сегодня метод лова — это траловый, большая часть рыбы всеми рыбаками в мире добывается именно тралами. Улов поднимается на борт разными способами. Рыба опускается под палубу, в хранилища — танки, потом она идет на рыбофабрику, где ее сортируют и проводят первичную обработку — обезглавливание и потрошение. Филетирование на судах тоже производится машинным способом или вручную. Потом рыба замораживается или охлаждается, если она пойдет на дальнейшую переработку на берегу.
Используются и другие виды лова в зависимости от вида рыб. Хотя та же самая треска на Севере с другими видами рыб может ловиться с использованием сетей, тралов и ярусов. Всегда подбирается наиболее экономически эффективный способ лова.
— А экономически более эффективна работа больших, хорошо оснащенных судов? Или бывает выгодней ловить маленькими?
— Необязательно должно быть большое судно. В Норвегии промыслового, добывающего флота не так много. Траловые суда у них есть, но они работают в море. А нерестилища трески находятся у побережья Норвегии, в основном, в районе Лафатенских островов. И там ловят даже удочками, как при любительском рыболовстве, но в промышленных масштабах. Также добывают ярусами, сетями и закидными неводами. В Мурманске треска удалена от берегов. И мы вынуждены уходить в море на судах, что делали поморы еще сотни лет назад.
Мы добываем рыбу практически по всему миру. Там, конечно, используются большие суда. Руководство каждой страны хочет каким-то образом развивать экономику. И прибрежные государства хотели бы, чтобы у них на берегу были построены рыбоперерабатывающие заводы, чтобы люди были при деле. Лучше экономика будет, если будет достаточно сильные, уловистые морские суда. Чтобы они в море перерабатывали или свежье доставляли на берег на переработку. Но при этом у них не всегда есть деньги для этого дела, они заключают международные соглашения.
Мы со многими странами заключали и сейчас заключаем такие соглашения. Их элементами является обучение моряков, использование их моряков на наших судах, подготовка кадров в наших вузах, проведение научных исследований, участие в строительстве необходимых объектов. Мы имеем международные соглашения с европейскими странами, США, Канадой, Марокко, Мавританией, Сенегалом, Бенином, Бисау… Всего — около 60 стран. С норвежцами у нас вообще уникальное соглашение.
Россия и Норвегия имеет совместный запас трески, пикши, сельди. Нерестилища этих и остальных видов находятся в водах, которые под юрисдикцией Королевства Норвегия. А нагуливается молодь в российской экономической зоне. Обе страны заинтересованы в сохранении запасов. Поэтому в их зоне мы имеем право вылавливать рыбу, как и в своей. Есть российско-норвежская комиссия, которая регулирует промысел. Осуществляет деятельность по охране, по исследованиям совместным, по определению возможных объемов изъятия, по правилам рыболовства. Есть другие проблемы, которые осложняют нашу жизнь, но решение этих проблем происходит в нормальном порядке.
Рыба, конечно, должна стать непременным атрибутом здорового образа жизни. Потому что рыба — это здоровая пища для населения, особенно не очень молодого. Самая большая продолжительность жизни у японцев, которые потребляют на душу населения около 67 кг рыбы в год.