Трудный путь минтая на российский рынок
Президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Герман Зверев на своей странице в «livejournal» заявил о начале реализации проекта продвижения минтая на российский рынок. Главный минтайщик страны считает, что введённый запрет на импортные поставки значительно увеличил спрос на тихоокеанскую сельдь, а недооценённость минтая российским рынком наконец-то сменилась на растущий интерес к этому виду белой рыбы. FishNet.ru попытался разобраться, так ли это на самом деле.
Что касается сельди, тут нет вопросов. Действительно, трудности с получением атлантической сельди вынудили переработчиков и дистрибуторов обратить внимание на этот ресурс. Экспорт тихоокеанской сельди согласно последним данным таможенной статистики, приведенным Г. Зверевым, в 2014 году снизился с 256 тысяч тонн до 170 тысяч тонн - на 33%. В первом квартале 2015 года снижение экспортных поставок сельди составило 25%.
Но с минтаем все значительно сложнее. Скорее здесь следует говорить о сочетании целого ряда причин и обстоятельств, не связанных с запретом импорта из некоторых стран. Если принять во внимание все влияющие на ситуацию факторы, то утверждение о растущем интересе к минтаю на российском рынке является спорным и преждевременным. Для того чтобы минтай закрепил свои позиции, потребуется еще много усилий.
Российский минтай поступал и поступает на внутренний рынок главным образом в виде потрошеной б/г продукции. Санкции ни коем образом не повлияли на его внешний вид, разделку и упаковку. Несколько сократились поставки по импорту китайского филе индивидуальной заморозки (IQF) и отдельных видов белой рыбы, конкурирующих с минтаем. Например, импорт пангасиуса из Вьетнама упал в 2014 году в 2,5 раза. Можно предположить, что снизился также импорт хеков и тилапии.
Одной из основных причин роста популярности минтая следует считать двукратное ослабление рубля по отношению к основным мировым валютам. Подорожал весь импорт. Цены на минтай также поднялись на российском рынке, но не так значительно, как на импортную рыбу. Минтай стал привлекательным для российского в основном небогатого покупателя, прежде всего по цене.
Казалось бы, слабый рубль должен стимулировать экспорт. Но, не тут то было!
В условиях роста себестоимости производства, сокращение переработки минтая в Китае стало отмечаться с 2013 года. Кроме того, европейский рынок из-за падения курса евро к доллару снизил закупки китайского филе минтая повторной заморозки, что также сказалось на китайском рынке минтая б/г. Китайский рынок сузился, и появились излишки.
Сложившиеся в прошлом году цены на американские блоки морской заморозки оставались без изменений до середины марта. С большим трудом американским производителям удалось поднять их на 100-150 долларов за тонну. Но на филе повторной заморозки цены остались практически на прежнем уровне. Стагнация цен на морские блоки минтая PBO наблюдается уже в течение 5 лет. Практически с января 2010 года по март 2015 года цены составляли 3050 долларов за тонну с незначительными сезонными колебаниями. Китайское филе повторной заморозки стоило 2850 долларов.
При таком уровне цен китайские производители все больше и больше проигрывают американским и российским производителям блоков филе морской заморозки, поскольку цены на эти два вида продукции почти сравнялись, а качество морского филе превосходит качество берегового. И американские, и, что особенно приятно, наши суда стали больше производить филе, чтобы уменьшить объемы поставок в поднебесную минтая б/г. Этим же можно объяснить и увеличение поставок российского минтая на внутренний рынок.
Как отмечает президент АДМ, экспортная ориентация дальневосточной рыбной отрасли продолжает ослабевать. В 2014 году поставки продукции из минтая (мороженый минтай, филе минтая, икра минтая) на экспорт составили 736 тысяч тонн, что почти на 11% меньше показателей предыдущего, 2013 года (827 тысяч тонн).
В первом квартале 2015 года поставки мороженого минтая на экспорт снизились с 276,6 тысяч тонн до 216,5 тысяч тонн - на 22%. Поставки икры минтая сохранились на прежнем уровне, поставки продукции с высокой степенью переработки (филе минтая) возросли с 11,6 тысяч тонн до 16 тысяч тонн - на 37%.
В принципе совершенно не важно как оценивает АДМ позиции минтая на российском рынке. Два года назад ассоциация направила Правительству пакет предложений по расширению внутреннего спроса. В настоящее время отмечается увеличение закупок продукции из минтая бюджетным сектором, что вероятно является реакцией Правительства на эти предложения в рамках политики импортозамещения.
Сейчас ассоциация намеревается сделать следующий шаг - начать реализацию проекта продвижения минтая на российский рынок. Содержание проекта не раскрывается, но совершенно очевидно, что простое увеличение объемов внутренних поставок не сможет изменить поведение покупателей.
В настоящее время минтай на внутреннем рынке находится в выигрышной позиции по отношению к импортной продукции из-за ценовой разницы. Сократившиеся экспортные возможности удерживают цены на этом уровне с возможным снижением в дальнейшем. Но это не означает, что покупатели изменили свое отношение к этой рыбе. С падением реальных доходов и покупательной способности населения естественным является переход на более дешевые продукты.
Дальнейшая судьба минтая будет зависеть от того, как будут взаимодействовать добытчики, производители, дистрибуторы и ритейлеры, какие финансовые средства будут им доступны на каждом этапе производства и движения продукции. Наконец, какова будет сама эта продукция, просто рыба б/г, или продукция высокой степени готовности.