Есть стало дорого. Продовольственное эмбарго разложили по потребительским корзинам
Ответив продовольственным эмбарго Евросоюзу, США и ряду стран, присоединившихся к антироссийским санкциям, государству удалось в достаточно сжатые сроки решить проблему импортозамещения в ряде отраслей сельского хозяйства. Об этом сообщает Коммерсант.
Однако оплатить в прямом и переносном смысле счет, выставленный недружественным государствам, пришлось потребителям. Из-за девальвации рубля и запрета на ввоз продуктов еда стала стоить дороже, ее ассортимент сократился, а покупатели принялись экономить, все более отдавая предпочтение дешевым продуктам.
Вводя в августе 2014 года продуктовое эмбарго в отношении США, ЕС, Канады, Норвегии и Австралии (которые сами ввели экономические санкции против России), правительство РФ планировало нанести ответный удар по аграрному сектору этих стран и одновременно поддержать отечественного производителя.
Фермеры Европы действительно пострадали, но зато радовались европейские потребители: эмбарго снизило цены на продукты в странах ЕС. В середине декабря 2014 года The Guardian писала, что рождественский ужин британцев будет дешевле "благодаря хорошей погоде и Владимиру Путину". Дело в том, что эмбарго привело к перенасыщенности западных рынков свининой, в результате чего цены на сосиски и бекон упали на 14%. Знакомые, живущие в Лондоне, год назад в это время также в шутку благодарили российские власти за подешевевшие в два раза польские яблоки.
Жители России, в отличие от европейцев, оказались в противоположной реальности: почти сразу же после введения эмбарго в стране начали расти цены на мясо птицы и свинину. По итогам ноября 2015 года Росстат отчитался, что потребительская инфляция за год составила 15% (к ноябрю 2014 года). Продовольствие за этот период подорожало в среднем на 16,3%. Лидером по росту цен стало подсолнечное масло (44,6%), сахар-песок (30,2%), крупы (28,5%), рыба (24,9%), плодоовощная продукция (24,3%), цены на некоторые сорта дорогих сыров удвоились. При этом отраслевые союзы и надзорные органы фиксируют рост объема контрафактной или просто некачественной продукции, например сыров и майонеза.
В результате, в отличие от британцев, жителям России теперь приходится всерьез экономить на новогоднем ужине. По данным Deloitte, новогодний бюджет среднего россиянина в этом сезоне составит 15,5 тыс. руб., это почти на 10% меньше, чем годом ранее. "Левада-центр" приводит следующие данные в своем ноябрьском исследовании: на питании и повседневных расходах экономят 58% россиян против 37% годом ранее, а 40% соотечественников признают, что на продукты уходит примерно половина их семейного бюджета.
Рост цен привел к сокращению продаж продовольствия в натуральном выражении. Как следует из доклада Центрального Банка о денежно-кредитной политике, в котором регулятор анализирует ситуацию в январе--сентябре 2014-2015 годов, наиболее серьезно год к году снизилось предложение товаров именно с высокой долей импорта. Объемы говядины сократились на 42%, сливочного масла — на 15%, свежей и охлажденной рыбы — на 14%, овощей — на 10%.
Безусловно, успехи в импортозамещении тоже есть. Карт-бланшем от властей воспользовались, например, производители твердых сыров. По данным X5 Retail Group, доля брендов из России в этой категории в ее магазинах увеличилась до 45-70%. В ГК "Дикси" доля российских товаров в категории молочных продуктов увеличилась на 10% и теперь превышает 90%. При этом, согласно статистике "Союзмолока", за девять месяцев текущего года объемы производства сырого и товарного молока в России остались практически на прошлогоднем уровне, снизившись на 0,3%.
В мясной продукции товарные запасы по итогам года (учитываются объемы производства, импорта и экспорта) сократятся примерно на 2%, прогнозируют в Национальной мясной ассоциации. Настолько же, по ее мнению, снизится и потребление. Производство отечественной продукции при этом покажет рост в 4,5%: мяса птицы будет больше на 8%, свинины — на 4%, объемы говядины останутся на уроне прошлого года.
При этом ни у граждан, ни у ритейлеров нет возможности предсказать, что они найдут на полках магазинов буквально в каждом следующем месяце. Замещая попавшие под продуктовое эмбарго продукты на товары из лояльных России стран, торговые сети должны учитывать, что эти государства в любой момент могут оказаться уже в категории недружественных, как это произошло с Турцией или может случиться, например, с неуклонно двигающейся в НАТО Черногорией. А значит, придется искать новых торговых партнеров, перенастраивать логистическое звено и объяснять потребителям, почему вновь переписываются ценники.
Конечно, можно поплакать, что уменьшился импорт и его разнообразие, но зато появилось осознание, что надо заняться собственным производством и избавиться от экономической и финансовой зависимости от Запада. Есть уже также некоторый позитив, признает Коммерсант. По итогам года производство мяса птицы вырастет на 8%, свинины — на 4%. Чем ответит рыбная отрасль на успех конкурирующих мясных отраслей?