США стремятся расширить доступ на корейский рынок минтая за счет ослабления позиций России
В последнее время отмечается активизация деятельности американских рыбопромышленных структур по расширению доступа на южнокорейский рынок. В первую очередь, это касается рынка минтая, где, как считают представители Alaska Seafood Marketing Institute (ASMI), позиции американских поставщиков ущемлены, поскольку Сеул предоставляет России гораздо большую квоту на беспошлинные поставки, чем США.
Как отмечается в подготовленном Дальневосточным центром региональных исследований новом обзоре о ситуации на рынке минтая, эксперты ASMI, длительное время проводившие изучение южнокорейского рынка морепродуктов, пришли к выводу о целесообразности активизации работы по расширению здесь позиций американских поставщиков. В этой связи в настоящее время ASMI разрабатывает конкретный план действий, включающий в себя как организацию поездок представителей крупнейших американских компаний-производителей морепродуктов в Южную Корею для посещения выставок, перерабатывающих заводов, сетевых предприятий общественного питания и т.п., так и оказание давления через дипломатических и торговых представителей США в РК на южнокорейские власти с целью обеспечить льготный режим для американской продукции, чтобы она смогла составить конкуренцию морепродуктам, поставляемым из России.
По оценкам ASMI, несмотря на американо-корейское соглашение о свободной торговле, политика импорта Южной Кореи ставит американских производителей в невыгодное положение по сравнению с российскими компаниями. Так, Россия имеет большую квоту на беспошлинные поставки рыбной продукции, которая намного превышает аналогичную квоту для США. В этой связи представители ASMI намерены через представителей дипломатического корпуса, Министерства торговли и Минсельхоза США поднять этот вопрос перед соответствующими ведомствами Южной Кореи. Предполагается, что речь будет идти о том, чтобы США получили возможность беспошлинно поставлять на южнокорейский рынок всю минтаевую продукцию, без какого-либо квотирования. Тогда как для России должна будет сохраниться система квотирования беспошлинных поставок.
По мнению экспертов Дальневосточного центра региональных исследований, продвигаемые представителями США предложения вряд ли можно считать выгодными для южнокорейской стороны. Следует учитывать, что поставки российского минтая позволяют обеспечить загрузку южнокорейских перерабатывающих мощностей и делают более дешевой конечную продукцию, поступающую на внутренний рынок. Кроме того, поставки минтая из РФ позволяют Южной Корее играть роль хаба, распределительного центра, обеспечивающего хранение, частичную обработку и последующую отправку на экспорт продукции. США же хотят обеспечить беспошлинные и масштабные поставки на южнокорейский рынок готовой продукции, стремясь при этом значительно потеснить российский минтай, что приведет к удорожанию продукции на розничном рынке, сокращению местной переработки, а также снижению загрузки портовых и холодильных мощностей, обслуживающих российские поставки.
Между тем, несмотря на очевидную невыгодность для южнокорейской стороны предложений США о расширении беспошлинного доступа американской рыбной продукции на рынок РК, есть вероятность, что в случае сильного политического давления со стороны Вашингтона Сеул может согласиться хотя бы на частичное или поэтапное удовлетворение американских требований, что негативно отразится на позициях российских поставщиков морепродуктов и снизит эффективность и отдачу от экспорта. При этом одним из факторов, способных повлиять на возможное решение Сеула об увеличении объемов беспошлинного ввоза минтая из США, может стать вероятное сокращение Россией выделяемых Южной Корее квот на промысел в российской ИЭЗ.
Так, в настоящее время представители Южной Кореи обеспокоены тем, что Россия может сократить выделяемые южнокорейской стороне квоты на вылов минтая в исключительной экономической зоне РФ по межправительственному соглашению в связи с тем, что Южная Корея не выполняет в полной мере взятые на себя обязательства по инвестированию средств в развитие рыбоперерабатывающей отрасли на Дальнем Востоке.
Сейчас южнокорейцы добывают в российских водах 40 000 тонн минтая, тогда как потребность РК оценивается в 220 000 тонн (внутреннее потребление минтая в Южной Корее составляет не менее 160 000 тонн). Дефицит в размере 180 000 тонн восполняется за счет импорта минтая, в основном, из РФ, причем, по мнению некоторых экспертов, до 50 000 тонн минтая Южная Корея может получать за счет неучтенных официально поставок. Фактически, доля российского минтая на южнокорейском рынке доходит до 90 процентов. При этом поставки минтая из РФ обеспечивают также загрузку южнокорейских перерабатывающих мощностей, выпускающих готовую продукцию как для внутреннего рынка, так на экспорт (в меньшей степени).
В соответствии с двусторонним межправительственным соглашением, выделение Россией южнокорейской стороне квот на добычу минтая в ИЭЗ РФ сопряжено со взятием южнокорейцами на себя обязательств по осуществлению инвестиций в развитие рыбоперерабатывающей отрасли на Дальнем Востоке. Однако реальных практических шагов в этом направлении пока нет, все ограничивается, как правило, переговорами и заключением ни к чему не обязывающих протоколов о намерениях.
Позиция южнокорейской стороны сводится к тому, что официальные представители РФ должны определить несколько компаний (проектов), в которые они хотели бы привлечь южнокорейские инвестиции, при этом южнокорейцы также хотят получить гарантии того, что эти инвестиции будут эффективными, а не пропадут зря, как это уже неоднократно происходило на Дальнем Востоке, в том числе в Приморье. Однако по поводу гарантий, как и по поводу конкретных проектов, южнокорейцам было предложено работать с региональными властями. Представителям РК удалось найти взаимопонимание по этим вопросам с руководством Камчатки и довольно успешно обсудить перспективы сотрудничества с Сахалином. Однако в Приморском крае вопрос пока не решен, в связи с чем южнокорейцы заинтересованы в том, чтобы представители приморского бизнеса сами предложили им проекты, в которые бизнес РК мог бы инвестировать средства.
В то же время южнокорейскую сторону беспокоят гарантии того, что инвестиции РК в представленные приморскими бизнесменами проекты действительно будут зачтены российскими властями как исполнение Южной Кореей взятых на себя обязательств по инвестированию средств в российские проекты по развитию рыбопереработки на Дальнем Востоке. При этом вполне естественно, что южнокорейцев также интересует возможность получения дополнительного доступа к добыче водных биоресурсов (прежде всего, минтая) и гарантии окупаемости инвестиций. Оптимальным для южнокорейской стороны вариантом была бы покупка части акций (по согласованию с Федеральной антимонопольной службой РФ) какого-либо рыбодобывающего предприятия (в том числе имеющего свою перерабатывающую базу), с тем, чтобы это было представлено как инвестирование средств в развитие основных фондов и расширение производства (например, строительство нового холодильника, поставка нового оборудования для переработки и т.п.).
Однако, по оценке экспертов Дальневосточного центра региональных исследований, данный вариант вряд ли можно считать жизнеспособным, поскольку, во-первых, в нынешних условиях получение разрешения ФАС будет весьма проблематичным, а во-вторых, вряд ли российские власти сочтут покупку доли в рыбопромышленной компании инвестициями РК в соответствии со взятыми Южной Кореей на себя обязательствами по межправительственному соглашению. То есть, это не обезопасит южнокорецев от угрозы сокращения выделяемых им по межправительственному соглашению квот на вылов минтая в ИЭЗ РФ.