Ученые сигнализируют о большом изобилии крабов в наших морях
Крабовое пиар-шоу - одно из самых раздуваемых в приморских СМИ в последнее время. Дошло до того, что в отдельных, явно ангажированных, публикациях на крабовую тему просматривается желание пришить «белыми нитками» научные исследования к административным вопросам распределения объемов вылова. Кому выгодно поставить под сомнение результаты многолетнего труда многих квалифицированных специалистов? А может быть - это стремление лишить государство налоговых поступлений от эксплуатации природных ресурсов? Ведь в данный момент промысел краба так и не начался. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на Золотой Рог.
Между тем наука считает, что необходимо как можно быстрее начать добычу всех видов крабов у берегов Приморья. Ведь сейчас популяции промысловых крабов, после более чем десятилетнего запрета промысла, находятся на самом пике своей численности.
По словам ученых ТИНРО, основа любого промыслового прогноза и дальнейшего рекомендуемого ОДУ (общего допустимого улова) - это результаты обработки многочисленных многолетних первичных данных натурных наблюдений, сведенные в рейсовые и годовые научные отчеты, и биологические обоснования прогнозов численности крабов, в которых рассчитываются величины их ОДУ и устанавливаются меры регулирования промысла. Поэтому увеличение крабового ОДУ в Приморском крае никак не связано со специальными действиями, исходящими от «симпатий» к каким-либо хозяйствующим субъектам.
История запрета
Промысловыми крабами Приморья сейчас являются краб-стригун опилио, камчатский, волосатый четырехугольный и синий крабы. Правда, 25-30 лет тому назад рыбаки добывали исключительно камчатского краба, другие крабы считались малоценными и в массовом количестве не вылавливались. Камчатский краб у берегов Приморья стал промышляться более чем 130 лет назад и в своей истории имел целый ряд запретов на промысел. Его лов закрывался и на три года (1938-1941 гг.), и на 32 года (1955-1987 гг., сказались последствия ежегодного вылова тралами в период войны до 11 тыс. тонн краба, включая его маломерных самцов и самок), и на более чем 10 лет (с 2002 года и по настоящее время). После почти полного разгрома его популяции в конце 90-х - начале 00-х, вызванного обширнейшим нелегальным промыслом, с 2002 года наукой был обоснован запрет на промышленный лов этого объекта! Другие крабы, живущие рядом и попадающие в те же самые крабовые ловушки, при наличии такой формы лова в то время также значительно пострадали. Их численность резко сократилась, что заставило запретить и их промысел. Тогда и был введен общий запрет на вылов всех шельфовых крабов до восстановления их запасов.
Ученые подчеркивают, что, несмотря на действующий запрет промысла, научные наблюдения за крабами велись непрерывно. Мониторинг состояния их запасов и отслеживание тенденций изменения численности проводятся постоянно. Ежегодно ученые на научно-исследовательских судах, а иногда и на промысловых судах, постоянно выполняют стандартные весеннюю и осенне-зимнюю ловушечные и траловые съемки шельфа южной части подзоны «Приморье» и залива Петра Великого. Ежегодно специалистами-профессионалами из ТИНРО-Центра из сотен тралов и крабовых ловушек собираются весьма обширные (десятки тысяч биоанализов) и достаточно репрезентативные данные, позволяющие «держать руку на пульсе крабов».
Результаты научных съемок показывают ученым, что если крабов не извели до критически-необратимого уровня численности, то они неизбежно начинают естественный процесс ее восстановления. Этим процессом крабы и «занимались» в период официального запрета промысла, хотя им в этом занятии продолжал мешать браконьерский лов, который, несмотря на «активную» борьбу с ним пограничников, в принципе никогда совсем и не прекращался, а только изменял свои объемы.
Также напомним, что если говорить о воспроизведении популяций всех видов краба, то десятки тысяч особей королевских крабов - камчатского и синего, включая их самцов и самок (последнее очень важно), - и сотни тысяч особей краба-стригуна опилио и волосатого краба, неизвестно где пойманных (возможно, и в Татарском проливе, и на севере Приморья, и в различных районах Охотского моря), транспортировались на браконьерских судах в живом виде за рубеж. Но при досмотре пограничниками и обнаружении нелегального вылова крабы на протяжении 10 лет выпускались в естественную среду обитания - в воды залива Петра Великого. Это, несомненно, способствовало ускорению темпов восстановления запасов крабов - свежая кровь все-таки. Более того, появился синий краб, которого в заливе никогда доселе никто не видел, прижился, дал потомство и сейчас является довольно обычным его обитателем - сказались последствия несанкционированной интродукции этого ценного объекта. Да и краб-стригун опилио, ранее встречавшийся в заливе в ограниченных местах и достаточно ограниченном количестве, получил существенную подпитку численности.
Популяция на подъеме
По наблюдению ученых ТИНРО-Центра, начиная с 2007 года все вышеперечисленные виды крабов, правда, в различной степени, стали проявлять стойкую тенденцию к восстановлению своих запасов. Этот процесс базировался как на естественных биологических особенностях крабов, так и на последствиях природоохранных административных мер, предпринятых по инициативе ученых, - действии запрета на промысел. В этот период специалисты ТИНРО-Центра активизировали свои исследования крабов, расширив наблюдения за ними, в том числе и с промысловых судов, взятых в аренду.
Первым восстановил свою промысловую численность краб-стригун опилио. К 2007-2008 гг. его запас стал значительно превышать уровень, когда этот объект осваивался промыслом в начале 90-х. В 2008 году промысловый запас этого краба достиг 21,2 тыс. тонн, многократно превысив таковой 1994 года. Далее промысловый запас стабилизировался на уровне около 20 тыс. тонн.
В последнее время запас этого краба оценивается в 29,3 тыс. тонн, что позволяет рекомендовать к вылову в 2013 году 4,27 тыс. тонн, но в ближайшие годы ученые предполагают некоторое снижение запаса и его стабилизацию на более низком уровне, что приведет к определенному снижению и его общего допустимого улова (ОДУ).
Другим объектом, который порадовал исследователей, стал волосатый краб. Этот некогда неприметный по своей численности в Приморье краб (но пользующийся очень большим спросом на рынках Японии и Южной Кореи) за более чем 10-летний период относительно «спокойной» жизни также стал стабильно восстанавливаться и к 2013 году его промзапас составил 4,9 тыс. тонн, что соответствует уровню первой половины 90-х. При этом его особи сейчас стали достигать невероятно крупных для этого вида размеров, значительно превышающих промысловую (80 мм по длине головогрудного панциря) меру - в среднем 108 мм при среднем весе аж 0,96 кг. Можно сказать, что по этому крабу сейчас просто требуется возобновление промысла.
Синий краб, исторически всегда являвшийся незначительным приловом при промысле камчатского краба, вообще поразил ученых. Мало того что он к настоящему времени стал обитать в заливе Петра Великого, так и запас его промысловых особей в приморских водах достиг и в целом превысил уровень начала 90-х. Сейчас он составляет 3,823 тыс. тонн и состоит из весьма крупных особей средним весом 2,64 кг. Такого не отмечалось за последние 20 лет наблюдений. Естественно, и этот объект необходимо включать в промысел.
Самыми медленными темпами восстанавливались ресурсы некогда основного промыслового вида - камчатского краба. Видимо, перелов в конце 90-х - начале 00-х годов оказался для него весьма болезненным. Впрочем, не таким, как, к примеру, у некогда самой мощной популяции камчатского краба, обитавшего в Бристольском заливе, когда американские краболовы в 1980 году при промзапасе в 98,9 тыс. тонн выловили там около 60 тыс. тонн этого краба и чуть ли не 25 лет ждали восстановления его запаса, позволяющего вылавливать в среднем 3-5 тыс. тонн за путину.
Тем не менее и камчатский краб в Приморье медленно, но верно восстановился до уровня середины 1990-х годов и также превысил его. Сейчас оцененный промысловый запас этого краба составляет 5,798 тыс. тонн. При самых больших средних размерах его самцов за последние 15-20 лет, средний вес краба в 2012 году составил 3,2 кг. Кроме того, уже начали появляться признаки старения крупноразмерных крабов, которые, если их уже сейчас не изымать промыслом, благополучно умрут естественной смертью.
Таким образом, в случае назревшего возобновления промысла шельфовых крабов, при щадящей 10% доле от их промыслового запаса, общая прибавка к российскому вылову этих ценнейших объектов в таком сравнительно небольшом районе, каким является южная часть подзоны «Приморье», может составить чуть менее 1,5 тыс. т.
Все вышеприведенное и послужило основанием для подготовки специалистами ТИНРО-Центра целого ряда документов на снятие запрета на лов камчатского, синего и волосатого крабов.
Экспертиза на всех стадиях
Однако процесс открытия промысла зависит не только от ученых. Все биообоснования прогнозов обсуждаются и принимаются на Биологических секциях Ученого Совета ТИНРО-центра, на заседаниях специализированного Дальневосточного Совета по промысловым беспозвоночным Ассоциации НТО «ТИНРО», проходят через Ученый совет ФГУП «ВНИРО», представляются на заседаниях ДВНПС (Дальневосточного научно-промыслового совета, в состав которого входят представители руководства Росрыболовства).
И только после этого, со всеми соответствующими решениями, прогнозы проходят заключительную стадию проверки - они направляются на независимую Государственную экологическую экспертизу при Министерстве природных ресурсов. Материалы экспертируют сотрудники ведущих научных организаций страны, в том числе и Российской академии наук, при этом экспертиза носит закрытый характер, и имена ее исполнителей остаются неизвестными для авторов материалов. Итогом всего этого процесса является соответствующий приказ Росрыболовства.
Такой многоступенчатый и сложный характер процедуры прохождения прогнозов практически полностью исключает появления в них вольных или невольных ошибок и неточностей, неправильного трактования имеющихся фактов и искажения величин ОДУ.
Но и это еще не все. Практически те же этапы проходят предложения по обязательным природоохранным мероприятиям, вносимым в Правила рыболовства, которые направлены на принятие мер регулирования промысла крабов и сохранения их ресурсов. Это и установление сроков запрета промысла в период нереста и линьки крабов, и установление минимальных суточных объемов вылова крабов на одно судно, и т.п.
В общем, многочисленные версии о том, что открытие промысла и корректировки ОДУ уничтожат популяции крабов в Приморье, не выдерживают никакой критики. Видимо, есть заинтересованные силы в том, чтобы запрет на промысел крабов сохранялся. Хотя рекомендуемые объемы вылова крабов в целом относительно невелики, а крабы продолжают наращивать свою численность и неизбежно стареть. Именно поэтому профессиональная наука аргументированно рекомендует скорейшее возобновление промысла.