Популяция амурского осетра и калуги в ЕАО на грани исчезновения
Популяция осетра и калуги оказалась в состоянии, близком к полному исчезновению. В инкубаторах рыбзаводов области выращивается в сезон не более 2 млн мальков этой рыбы, что крайне недостаточно для возрождения популяции. Специалисты рыбоводства утверждают, что из выпущенных в Амур мальков до половозрелого состояния доживает менее 1%, сообщает ИА ЕАОmedia.
Многолетняя дискуссия о судьбе амурского осетра и калуги складывается, похоже, в пользу защитников живой природы.
Предмет спора в следующем: рыбопромышленники Приамурья требуют снять запрет на вылов этой рыбы и разрешить ее свободную добычу. Их оппоненты, напротив, считают, что популяция осетра и калуги находится в критическом состоянии и их необходимо включать в Красную книгу. Такая позиция поддерживается в Минприроды РФ.
Сторонники "краснокнижной" идеи указывают на то, что до сих пор эти исчезающие виды рыб хоть и охраняются от браконьеров, но полного запрета на их вылов нет.
Конечно, краснокнижная защита калуги и осетра еще не гарантирует быстрого всплеска численности популяции. Этот вид рыб оказался в состоянии, близком к полному исчезновению. И здесь уже не обойтись без более крупного искусственного воспроизводства. К сожалению, осетровое рыбоводство в ЕАО, что называется, в зачаточном состоянии – на весь Амур от низовья до истоков приходится всего один осетровый завод в селе Владимировка Смидовичского района и небольшой осетровый цех на Анюйском лососевом заводе. В их инкубаторах выращивается в сезон не более 2 млн мальков этой рыбы, что крайне недостаточно для возрождения популяции. В планах Владимировского завода – строительство второй очереди с тем, чтобы увеличить, как минимум, вдвое выход молоди. Однако реально эта проблема не решается несколько лет. Правда, более эффективно действуют три осетровых завода на китайской стороне, но и они пока не способны резко увеличить популяцию осетра и калуги. Специалисты рыбоводства утверждают, что из выпущенных в Амур мальков до половозрелого состояния доживает менее одного процента. Так что былого благополучия в осетровой популяции придется ждать очень долго.
Промысел в российских водах Амура калуги и осетра запрещен с 1958 года. Промышленный лов по всей России осетра закрыт с 2003 года. И ранее ловить его было нельзя. Только в научных целях. Общая численность амурского осетра в настоящее время едва превышает 2 тысячи особей старше двух лет и неуклонно сокращается.
Основная популяция этой рыбы на Среднем Амуре была подорвана, когда китайцы бесконтрольно облавливали нерестовые участки Амура, вывозя в большом количестве оплодотворенную икру для выращивания осетровых в прудовых хозяйствах. Искусственное выращивание этого вида рыб получило в КНР широкое развитие.
Как рассказал редакции руководитель Биробиджанского отдела территориального управления Росрыболовства Сергей Иванов, китайские коллеги устроили в июне текущего года для российских инспекторов рыбоохраны экскурсию на осетровые пруды в городах Фуюань и Тунцзян. Они считают, что со временем проблема обеспечения этой рыбой продовольственного рынка страны будет решена именно таким способом. При этом ставка на вылов осетра в водах Амура ими уже не делается.
Однако это не означает, что зарубежные промысловики свернули или в ближайшее время свернут добычу и калуги в своих территориальных водах, граничащих с ЕАО. У них-то, в отличие от российской стороны, осетровая рыбалка разрешена, за исключением 35-дневного летнего нерестового периода, поэтому включение калуги и осетра в Красную книгу не дает ожидаемого эффекта, пока соседи из КНР не остановят у себя осетровую рыбалку. Для этого потребуются усилия не только природоохранных организаций Приамурья, но и вынесение данной проблемы на межправительственный уровень.
Во Всемирном фонде дикой природы (WWF) России кроме идеи внесения амурского осетра и калуги в Красную книгу России решили наладить контроль за имеющимся уже выловом осетровых по научным квотам: непосредственный и оперативный. На Амуре, по примеру Камчатки, появятся общественные советы, которые и будут контролировать лов рыбы этого семейства.