Ученые ВНИРО завершили очередные исследования в Антарктике: антарктические воды становятся все более перспективными для промысла
Согласно календарному плану ФГБНУ «ВНИРО» на 2014-2015 гг. и программе научных исследований в Антарктике в период с 8 декабря 2014 года по 20 февраля 2015 года сотрудники лаборатории гидрохимии Духова Л.А. и Зозуля Н.М. и лаборатории Арктики и Антарктики Сытов А.М. приняли участие в работе 60-й российской антарктической экспедиции (РАЭ) на борту научно-экспедиционного судна «Академик Фёдоров». Об этом сообщает ВНИРО.
В результате проведенных исследований была получена уникальная информация о пространственном распределении гидролого-гидрохимических и гидробиологических характеристик в водах Антарктики в летний сезон. Выполненный в ходе экспедиции комплекс океанологических работ продолжил исследования, начатые сотрудниками ФГБНУ «ВНИРО» в 42-й РАЭ (в 1996 году) в области «шельф-материковый склон» в промысловых районах Антарктики.
В летний сезон акватории шельфов и приматериковых склонов становятся самыми продуктивными участками в Антарктике, где интенсифицируется жизнь на всех уровнях трофической цепи и сосредоточены основные скопления антарктического криля. Впервые за последние 10 лет программа ФГБНУ «ВНИРО» включала гидробиологическую часть с комплексным изучением планктонных сообществ Антарктики, в том числе эвфаузиевых ракообразных (Euphausiacea) и личиночных стадий клыкача (Dissostichus sp.).
Гидрохимические работы проводились как в поверхностном слое воды по ходу движения судна, так и на глубоководных станциях и разрезах (рис. 2 и 3). Кроме того, были проанализированы пробы воды из материковых антарктических озёр. Гидрохимический анализ включал в себя определение содержания растворенного кислорода, кремния, минеральных и органических форм азота и фосфора. Всего было выполнено около 4700 определений. Все пробы обрабатывались непосредственно после отбора в судовой гидрохимической лаборатории (рис. 4).
Гидробиологические работы включали в себя сбор планктонных проб во время стоянок судна и на гидрологических станциях с помощью большой сети «Джеди» (США) (рис. 5). Всего выполнено 46 гидробиологических станций, зафиксирована 61 проба. Собранные гидробиологические материалы будут тщательно проанализированы в лаборатории Арктики и Антарктики ФГБНУ «ВНИРО». Полученные материалы будут сопоставлены с ретроспективными данными. Собранные пробы криля на генетический анализ пополнят Российскую национальную коллекцию эталонных генетических материалов (РНКЭГМ) и впоследствии будут использованы для популяционного анализа.
В результате гидрохимических исследований получена современная информация о положении основных океанических фронтов Антарктики, служащих хорошими поисковыми ориентирами при промысле антарктического криля, прослежено проникновение на шельф теплой циркумполярной глубинной воды (ЦГВ), а также формирование и опускание вдоль материкового склона плотных шельфовых вод, обогащенных кислородом. Прослежена межгодовая изменчивость характеристик этих вод в районе «шельф-материковый склон». Именно с проникновением ЦГВ на антарктический шельф и обострением склонового фронта связано распространение здесь антарктического криля. По необычно резкому понижению концентраций биогенных элементов в поверхностном слое удалось выявить сильные вспышки цветения фитопланктона в так называемых "оазисах", высокоширотных участках вблизи отступающей кромки льда, сопровождающиеся повышенными концентрациями личиночных стадий криля.
Результаты гидробиологических исследований показали, что личиночные стадии криля присутствовали почти во всех проанализированных пробах, крупный половозрелый криль практически не встречался, размер взрослых особей колебался от 22 до 62 мм (рис. 6).
Полученные в период 60-й российской антарктической экспедиции данные свидетельствуют о том, что в настоящее время в морской антарктической экосистеме происходят изменения в сторону перехода её к более благоприятной эпохе для развития антарктических промысловых гидробионтов. Это говорит о несомненной перспективности антарктических вод в плане развития промысла в Антарктике не только криля, но и клыкача, а также о необходимости комплексного мониторинга этой уникальной полярной экосистемы.