Почти пять миллионов мальков выпустили в реку Белую
Рыбы должно быть много
С каждым годом в водоёмах Иркутской области становится всё меньше рыбы. Наиболее эффективный способ восполнения её численности – разведение и подращивание мальков на специализированных предприятиях и выпуск их в естественную среду обитания. Об этом сообщает vsp.ru.
Причём делать это необходимо ежегодно и крупными партиями. На прошлой неделе сотрудники предприятия ООО «Байкальская рыба» выпустили в реку Белая в Усольском районе 800 тысяч подрощенных мальков хариуса и более 4 миллионов мальков пеляди. По мнению экологов, представителей Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства, научных организаций ФГБУ «Байкалрыбвод» и ФГУП «Госрыбцентр», данная мера позволит частично восстановить популяции этих видов рыб в Приангарье. В финансировании приняли участие дочерние общества ОАО «АК «Транснефть».
Выживает сильнейший
Год назад, также в реку Белую, было выпущено около миллиона особей подрощенного хариуса, откуда часть рыбы ушла в Ангару и Братское водохранилище. Выпуск мальков, добирание ими веса в естественной среде обитания позволяют увеличить количество местной рыбы, что важно как для экологического баланса, так и для потребителя. По данным прошлого года Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства, в регионе может воспроизводиться порядка 12 тысяч тонн рыбы в год, а по факту – лишь около 4 тысяч. При этом потребность жителей Иркутской области составляет около 50 тысяч тонн рыбы в год. В этом году «ассортимент» выпускаемой рыбы несколько расширился – к хариусу добавилась пелядь. Событие стало возможным благодаря объединённым усилиям науки и промышленности в лице ООО «Центр управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ООО «ЦУП ВСТО» – дочернее общество ОАО «АК «Транснефть»).
– Смотрите внимательно, мы делаем контрольную навеску мальков хариуса, затем рыбу будем выпускать, – комментирует происходящее Леонид Михайлик, заместитель генерального директора ООО «Байкальская рыба». – Вода из пруда будет постепенно перетекать в реку, и хариус вместе с ней. Хариус – рыба хищная, он будет в тёмное время суток уходить в реку Белую. Мы планируем выпустить порядка 800 тысяч мальков хариуса в этом году. В прошлом году по хариусу был хороший эксперимент. Но говорить об эффекте пока рано, должно пройти 2-3 года с момента выпуска рыб.
– А каков желаемый эффект?
– Чтобы рыба на голый крючок клевала, – улыбается Леонид Михайлик. – Рыба должна в изобилии водиться в наших реках, хватать её должно всем. Тогда и цены на хариуса в магазинах упадут.
Этим малышам 2-3 месяца. Средний вес малька – 1,3 грамма. Согласно заданию для «Байкальской рыбы», навеска должна составлять не менее 0,5 грамма. Но сотрудники предприятия каждый год стараются делать навеску побольше – тогда и выживаемость рыбы гораздо лучше. У малька весом в грамм выживаемость в десятки раз выше, чем у его собрата в полграмма. При таком весе они уже полностью сформированы и от хищника могут уйти. Если же выпускать их на стадии личинки, крупная рыба стопроцентно выест всех. Поэтому мальки щедро откармливаются до встречи с дикой природой.
Главный барьер на пути мальков из пруда в реку Белую – так называемый «монах», регулирующее устройство, которое и не даёт рыбе уплывать. Сотрудники «Байкальской рыбы» прокапывают заслонку, достают первые доски, и буйный поток уходит в трубу, ведущую к большой воде. Несколько десятков метров – и рыба, подхваченная течением, уже в реке Белая, что проте-кает неподалёку. Чтобы полностью осушить пруд и отправить малышей в естественную среду обитания, понадобится неделя. Из них выживет всего около 5 %, но, как говорят специалисты, и это хороший результат. Хариус подрастёт и начнёт нереститься, тем самым увеличивая популяцию в естественной среде. Сам пруд опустеет и будет «отдыхать» до мая.
Вот и пелядь прижилась
Основное направление «Байкальской рыбы» – сиговые. Поэтому в рамках эксперимента в р. Белую была отпущена и пелядь – более 4 миллионов мальков.
– Пелядь – основная культура, которой мы занимаемся. Для заказчиков больше привлекателен хариус, поэтому мы выращиваем и его. В целях сохранения экокультуры и эффективного промышленного возврата пелядь идёт гораздо лучше. Потому что пелядь будет уходить в Братское водохранилище, нагуливаться в течение двух лет, затем вернётся в реку Белую, будет ходить по заливам и попадаться в сети наших промысловиков и рыбоводов. А хариус больше по горным рекам разойдётся.
– В чём ещё преимущества пеляди?
– Пелядь – родственник сига и омуля, но пожирнее. Это акклиматизированный для наших краёв вид рыбы. У нас тепло, кормовая база в Братском водохранилище более чем достаточная, поэтому пеляди здесь хорошо. Мелкий зоопланктон другими рыбами слабо используется, а пелядь способна его собирать и потреблять. За лето одна особь граммов 400–500 в Братском водохранилище нагуливает, за следующее лето она доходит до килограмма – это в естественных условиях очень быстрый и хороший показатель. В среднем пелядь достигает веса в 2,5 кг.
– Рыбу в таких объёмах невозможно посчитать и пометить, как вы рассчитываете эффективность мероприятия?
– Работает комиссия, члены которой на всём протяжении периода выпуска (а это больше месяца) будут сидеть и каждый час (и днём, и ночью) брать пробы. Будут работать представители Росрыболовства, рыбоохраны, науки, инспекторы не только из Иркутской области, но и из Бурятии. Все они применяют утверждённые методики учёта молоди.
– Как вы относитесь к сотрудничеству с крупными организациями, делающими такие заказы?
– Мне кажется, это взаимовыгодный тандем. Все предприятия так или иначе наносят ущерб окружающей среде. Если говорить конкретно о рыбе, то научные организации рассчитывают, какое количество рыбы нужно выпустить, чтобы компенсировать этот ущерб. Поскольку своих мощностей по выращиваю водных биоресурсов у предприятий нет, они обращаются к профессионалам. И мы добросовестно оказываем услуги по искусственному воспроизводству рыб и выпуску их в водоём.
Мы недавно решили заняться ещё и нельмой. В виде эксперимента на завод завезли икру нельмы, полностью проинкубировали, вырастили 150 тысяч мальков. Это тот же сиг, вырастает до 15–20 килограммов. Нельма может здесь укорениться и будет полностью воспроизводиться сама. Тогда жителям области не придётся покупать рыбу по таким высоким ценам.
Я хочу сказать, что организации системы «Транснефть» являются самыми добропорядочными: они заблаговременно компенсируют весь ущерб, нанесённый не только водным ресурсам, но и окружающей среде. Мы ежегодно заключаем с ними договоры, выращиваем для них рыбу и выпускаем её в водоёмы. Но не все такие ответственные, есть и те, кто компенсировать ущерб не спешат. Мы выпускаем ежегодно 6 миллионов мальков. Если все будут брать пример с «Транснефти», мы сможем достичь воспроизведения лососёвых и сиговых видов рыб в необходимых для равновесия в природе масштабах, – заключил напоследок Леонид Михайлик.