Проблемами рыбы на Кольском полуострове заинтересовались норвежские ветеринары
Как развивается ситуация с заболеванием семги, вызвавшим в этом сезоне массовую гибель рыбы, пришедшей на нерест в реки Кольского полуострова? Поставлен ли окончательный диагноз, выявлены ли причины? Как обстоят дела с рыбой в соседней Норвегии? Множество вопросов было задано начальнику отдела физиологии и болезней рыб, объектов аквакультуры Мурманской областной станции по борьбе с болезнями животных Наталье Калининой. Недавно она вернулась из командировки в Норвегию, которая состоялась в рамках программы сотрудничества стран Баренц-региона в области ветеринарии. Об этом сообщает mvestnik.ru.
Такие встречи российских и норвежских специалистов ветеринарии проходят традиционно, и поездка была запланирована заранее. Ее основными темами стали обмен знаниями о болезнях рыб, поддержании их здоровья, сохранении поголовья. В рамках визита мурманские специалисты посетили Норвежский ветеринарный институт в городе Хашта, где обсудили ряд профессиональных тем, и несколько лососевых ферм. В заключение они побывали в Норвежском ветеринарном институте в Осло и встретились с ведущими специалистами Норвегии в области лабораторной диагностики.
Разумеется, во время визита затрагивалась и ситуация с семгой в реках Кольского полуострова. Тем более что и в Норвегии в этом году выявляли рыбу с таким же заболеванием. Правда, в меньшем количестве, чем у нас. И поскольку рыба время от времени чем-нибудь да болеет, если бы не наша вспышка, северные соседи не придали бы своим случаям особого значения.
Как рассказала Наталья Робертовна, в Норвегии в этом году тоже отмечают запоздалый ход рыбы, холодное лето, заниженную по сравнению с нормой температуру воды, а также тот факт, что смолт (подросший малек) не набрал веса.
- Но у них и реки короче, и гидрологические условия в них другие, да и популяция семги меньше, - объяснила Наталья Калинина возможные причины более спокойного отношения к случаям заболевания семги в Норвегии.
Однако что касается ситуации на Кольском полуострове, то к ней норвежские специалисты как раз проявили профессиональный интерес, поскольку сохранение популяции атлантического лосося - общая задача.
Наталья Калинина отметила, что в Норвегии есть очень хорошая научная база с современным оборудованием, позволяющим проводить широкий спектр исследований. Поэтому помощь коллег из страны-соседки не помешает. Уже получено разрешение Россельхознадзора на доставку проб в Норвегию. Поездка планируется сразу как только будет набрано достаточно материала.
В Мурманской области специалисты тоже анализируют всю возможную информацию.
- Изучаем, когда, в каких реках мира были подобные случаи, какова периодичность этих вспышек. А она прослеживается, - рассказывает Наталья Робертовна. - Что здесь является причиной, пока трудно сказать, то ли рыба в целом ослабла, то ли агент поражающий ее окреп. Все это пока на уровне обсуждений и предположений.
Что же касается нынешней ситуации, она, как отметила собеседница, за последнее время не ухудшилась. Разработана схема мониторинга состояния популяции атлантического лосося на реках Кола и Тулома, который осуществляется силами Баренцево-Беломорского теруправления Росрыболовства и ФГБУ «Мурманрыбвод».
Также, проинформировала Наталья Калинина, отрабатывается возможность проведения некоторых исследований в ведущих лабораториях России.
- Пока же, - сообщила она, - с большей долей вероятности можно предположить, что основной причиной вспышки заболевания является поражение рыбы еще во время ее нахождения в море ульцеративным дермальным некрозом - УДН. Это малоизученное заболевание, хотя и довольно широко распространенное в Европе. Для человека опасности не представляет. Поражает лишь дикую семгу. Последний случай регистрировался в 2012 году в реках Шотландии. В нашем случае возможным провоцирующими факторами послужили аномально пониженная в этом году температура воды, задержка лосося в эстуарной зоне, где морская вода смешивается с пресной, а также нарушение гормональной преднерестовой перестройки организма рыб.
Наталья Калинина отметила очень хорошую слаженную командную работу в ситуации, когда гибель рыбы начала принимать массовый характер. Большую нагрузку в выяснении причин взяли тогда на себя региональный комитет по ветеринарии, Мурманская областная станция по борьбе с болезнями животных и «Мурманрыбвод». Сотрудники учреждений - Марина Семинихина, Ольга Должанова, Сергей Русаков плотно занимающиеся этой проблемой, действовали оперативно, буквально забыли про сон и выходные дни, переживая за сохранение поголовья и за рыбозаводы, которые, лишившись производителей, остались без икры.
Как пояснила Наталья Калинина, на рыбозаводах решили использовать в этот сезон икру беломорской горбуши.
Среди изначально обсуждавшихся версий причины вспышки заболевания была и возможность его распространения из хозяйств аквакультуры. На вопрос, возможно ли это, собеседница напомнила, что заболела именно та рыба, которая шла на нерест, а одним из способствующих факторов стало связанное с этим нарушение гормональной перестройки. Рыба же, которая разводится в аквахозяйствах, поступает на реализацию раньше достижения нерестового возраста. Но если так называемый заразный агент окрепнет, то вполне может поразить и аквакультуру. Поэтому важно, чтобы причины нынешней напасти были выявлены как можно быстрее.