Ученые ТИНРО-Центра впервые исследовали биоресурсы отдаленных арктических морей
В ТИНРО-Центре прошло расширенное заседание Ученого совета, посвященного результатам работ по изучению биоты восточных арктических морей, выполненных в ходе масштабного рейса НИС «ТИНРО». Об этом сообщает ТИНРО-Центр.
Первая в истории института, да и рыбохозяйственных исследований в целом, экспедиция в Восточно-Сибирское море и море Лаптевых проходила в сложных и рискованных условиях, однако позволила получить уникальные данные о биологии, гидрологии, а также о рыбохозяйственном значении северных морей России. Об итогах рейса доложил начальник экспедиции, заведующий лабораторией ресурсов дальневосточных морей Игорь Глебов.
Для отраслевой науки часть арктических морей не являлась «белыми пятнами» – экспедиции в Чукотское море обычно проводились раз в два года, но подробной информацией о состоянии промысловых запасов и макрофауны в целом Восточно-Сибирского моря и моря Лаптевых не располагал никто. Поэтому интерес ученых к работе в этом секторе Арктики вполне понятен, особенно на фоне роста актуальности использования арктических территорий для решения различных государственных задач. По этой же причине ознакомиться с результатами работы столь выдающийся экспедиции пришли представители администрации Приморского края, Приморского территориального управления Росрыболовства, рыбопромышленных ассоциаций и предприятий.
Стоит отметить, что в 2014 г. Минсельхозом была утверждена пятилетняя программа изучения арктических морей, согласно которой, а также в рамках других программ изучения ресурсов дальневосточных морей и проводился рейс.
НИС «ТИНРО» вышел в море 11 июня 2015 г. и вернулся в порт Владивосток лишь 25 октября, таким образом, продолжительность рейса составила 137 суток. За этот срок ученые не только провели съемки в Арктике, но и выполнили ежегодные рыбохозяйственные исследования в Беринговом (в два этапа) и Охотском морях.
Первая часть исследований была посвящена ресурсам Берингова моря. В этом году специалистам удалось сделать масштабную донную съемку в северо-западной части моря почти на месяц раньше. Ученые получили вполне обнадеживающую картину - запасы трески, палтусов, малоглазого макруруса и промысловых камбал остаются на хорошем уровне. Численность тресковых значительно увеличилась, треска была самым многочисленным объектом в районе исследований. По мнению специалистов, благодаря высокой численности ее пополнения и благоприятным океанологическим условиям в Анадырском районе и Чукотской зоне запасы трески в ближайшие годы будут поддерживаться на достаточно высоком уровне. В целом ее биомасса была оценена в 680 тыс. тонн.
На высоком уровне осталась численность черного палтуса, его биомасса составила 36,7 тыс. тонн, но в ходе съемок отмечено снижение численности особей младших возрастов. Это может означать, что в ближайшие годы пополнение будет слабым.
Были выполнены работы по оценке запасов пелагических (живущих в верхних водных слоях) рыб. По результатам донной траловой съемки общая биомасса минтая составила 2,7 млн. тонн. Довольно высокими в Западно-Беринговоморской зоне были и оценки биомассы сельди – 860 тыс. тонн, что вполне соответствует успешному ее промыслу в текущем году.
Что касается крабов Берингова моря, то общая численность промысловых видов крабов составила 3,8 млрд. экземпляров при биомассе – 266 тыс. тонн. За прошедшие два года численность промысловых самцов синего краба выросла в 2,9 раза и была оценена в 16,305 млн. экземпляров. У крабов стригунов опилио отмечено некоторое снижение запаса, численность промысловых самцов составила 17 млн. экземпляров. Более заметно сократились запасы краба-стригуна бэрди, чья численность уменьшилась до 2,1 млн. экземпляров.
Из встреченных в северо-западной части Берингова моря креветок наиболее массовыми были два промысловых вида: углохвостая – 37,8 тыс. тонн и северная 20,3 тыс. тонн.
В августе НИС «ТИНРО» приступил к работам в Восточно-Сибирском море. Из-за сложной ледовой обстановки и невозможности перехода в море Лаптевых съемки в этом районе было решено продлить, поскольку научное судно не имеет ледового класса и может работать только в «легкой» ледовой обстановке. Всего в южной части Восточно-Сибирского моря было выполнено 20 траловых станций, в ходе которых было встречено 11 видов рыб, с общей биомассой на полигоне работ 695,3 тонны. Наиболее многочисленными в этом районе были сайка (60,7% учтенной биомассы) и мойва (16%). Единственным видом крабов, обнаруженным в уловах при проведении комплексной донной траловой съемки в Восточно-Сибирском море, был краб-паук. Креветки были представлены 3 видами, в том числе и углохвостой, но численность их была очень низкой.
Более разнообразен был состав донного макрозообентоса. Наиболее многочисленными группами были двустворчатые моллюски, полихеты и сипункулиды.
Исследования в море Лаптевых проводились в конце августа - начале сентября на шельфе и на материковом склоне. Самой распространенной рыбой здесь также была сайка (ее биомасса составила почти 99% от всей учтенной ихтиофауны, около 130 тыс. тонн). В отдельных районах на глубине 70 метров сайка образовывала достаточно плотные скопления, позволявшие ученым за полчаса поймать примерно 8 тонн.
Еще одним промысловым объектом в море Лаптевых, заслуживающим внимания, является черный палтус. Он встречался только на материковом склоне в пределах максимально обследованных глубин (400-504 м). Весь палтус был непромысловых размеров. Появление черного палтуса в этом районе представляет пока загадку для ученых. Вероятно, что он проникает сюда со стороны Атлантики.
В целом видовой состав рыб в море Лаптевых оказался разнообразным – всего было отмечено 25 видов.
Кроме рыб в море Лаптевых было учтено 5 видов креветок, в том числе и являющаяся объектом промысла на Дальнем Востоке северная креветка. Она встречалась на материковом склоне на глубинах от 249 до 504 метров. Биомасса северной креветки в пределах обследуемого района составила 24,6 тонн.
Из других видов беспозвоночных, встреченных в море Лаптевых, следует отметить палевого морского ежа и брюхоногих моллюсков-букцинид. Биомасса такого промыслового вида, как нептунея крепкая, составила 115 тонн, а всего объем моллюсков на обследуемом участке составил порядка 216 тонн.
В общей сложности ученые выполнили в море Лаптевых и Восточно-Сибирском около 70 донных и пелагических станций на акватории около 52 тыс. км².
После обратного перехода в Берингово море в конце сентября был выполнен контрольный разрез по учету посткатадромной молоди лососей. В Карагинской подзоне учтенная биомасса нектона составила 64,6 тыс. тонн, более 50% из которой пришлось на долю тихоокеанских лососей.
Ученые застали как раз массовый выход молоди тихоокеанских лососей в открытые районы Берингова моря. Миграции проходили одновременно у всех пяти видов, включая кижуча, раньше других начинающего морские миграции, и чавычу, обычно дольше задерживающуюся в прибрежных районах. Горбуша после выхода в глубоководные районы следовала в южном направлении к Камчатскому проливу. Учтенная численность сеголеток горбуши в пределах полигона составила 161,3 млн. экземпляров, что выше оценок 2012 г. Почти аналогичными были и миграции молоди других видов лососей.
На основании учета сеголетков горбуши специалисты предполагают, что в будущем году подходы горбуши к Восточной Камчатке будут выше, чем среднемноголетние значения для четных лет.
После завершения работ в Карагинской подзоне судно проследовало в Охотское море, где приступило к последнему этапу траловой съемки. Осенью 2015 г. было учтено 502,5 тыс. тонн нектона (рыб и кальмаров), примерно 377 тыс. тонн приходилось на тихоокеанских лососей. Самая большая доля была у кеты (35,9%), представленной половозрелой рыбой, нагульной молодью и сеголетками. Немногим ей уступала и горбуша (29,8%), у которой осенью 2015 г. в море из рек сахалинского региона вышло очередное урожайное поколение (1,06 млрд. экземпляров). Это позволяет прогнозировать успешную горбушевую путину 2016 года на Сахалине.
Ученые отмечают возросшую численность молоди кижуча, кеты и нерки, приходящих на нагул в осенний период в Охотское море, что позволяет рассчитывать на сохранение стабильного состояния их численности и хорошие уловы для большинства регионов в 2016 году.
В завершении Ученого совета специалисты и руководство института, а также гости обменялись мнениями по результатам и значимости выполненной экспедиции. Отмечено, что проведенные съемки станут хорошей основой для следующих арктических рейсов с учетом полученной информации о наиболее предпочтительных районах и сроках работ. Большое значение, безусловно, имеют и комплексные исследования, сделанные в Охотском и Беринговом морях, позволяющие прогнозировать численность и рекомендовать актуальные меры по управлению запасами важных промысловых объектов.