Итоги сайровой путины 2015 могут повториться без новых управленческих решений
Путина 2015 г. не принесла рекордных результатов, объемы добычи российских рыбаков составили всего 24 тыс. тонн. Об этом сообщает ТИНРО-Центр.
Причины низкого вылова, с одной стороны, достаточно очевидны – меньшее выставление флота на промысел, отсутствие научно-промыслового судна для поисковых работ, очень большое количество штормовых дней, жесткая конкуренция на промысле с иностранными рыбаками и формирование основных миграционных потоков сайры намного восточнее привычных участков промысла. Такой комплекс объективных природных и экономических факторов стал определяющим в российской путине 2015 г. С другой стороны, указанными препятствиями круг проблем на путине не ограничивается, более того совпадение этих факторов – редкая, но не исключительная ситуация. Эти же причины могут приводить к малому освоению и в последующие годы. Поэтому ученые считают, что в настоящее время необходимо разрабатывать и внедрять новую стратегию использования сайровых ресурсов, не ограничиваясь мерами регулирования и управления промыслом в период путины.
Шторма одолели рыбаков
Важной, но не зависящей от человеческих усилий, причиной недолова сайры в 2015 г. стали неблагоприятные погодные условия. Если в прошлом году число штормовых дней составляло примерно 15 дней, то в этом их количество увеличилось до 24. Это привело к потери около 30 %непроизводственного промыслового времени. Как известно, шторма не просто мешают промысловому судну работать (при ветре 15 м/с уже не ведется добыча), но и приводят к рассеиванию косяков. Следовательно, необходимо снова искать места скоплений сайры, для чего могут потребоваться продолжительные поисковые работы. Поиск новых скоплений может занимать 1-2 дня. Рекордное за последние пять лет количество штормовых дней в 2015 г., привело к значительному сокращению объемов добычи не только у отечественных, но и у тайваньских и японских рыбаков. Так совокупный вылов Японии на начало ноября 2015 г. составил всего около 50% от аналогичных показателей 2014 г. Эффективность лова тайваньских и корейских судов по сравнению с 2014 г. уменьшилась в 1,5–2 раза. Однако неблагоприятные погодные условия и особенности гидрологической обстановки заставили иностранные суда дольше обычного работать в российских водах, тем самым осложнив промысел отечественным рыбакам.
Как развивался промысел
На заседании Ученого совета ТИНРО-Центра был представлен доклад заместителя руководителя координационной группы по оперативному регулированию добычи сайры Дмитрия Антоненко о ходе путины и ее результатах. По словам специалиста, в этом году подало заявку на участие в промысле на треть меньше судов, чем в прошлом году, и в дальнейшем на путине работало меньшее количество единиц флота. Из этого можно предположить, что интерес к добыче сайры у российских рыбаков снизился. Всего в сайровой путине 2015 г. принимало участие 45 добывающих судов, однако максимальное количество, одновременно находящихся на промысле сайры, составило 35 единиц.
Промысел сайры в 2015 г.судами под российским флагом начался 25 мая в открытых водах северо-западной части Тихого океана 4 специализированными судами. К середине июня количество судов на промысле увеличилось до 5 единиц, в дальнейшем они постепенно смещались в северо-западном направлении и к началу августа работали у границы ИЭЗ России. В первой декаде августа максимальный вылов на судно за ночь составлял 25 тонн, в среднем 7,6 тонны на судосутки.
Промысел сайры в Южно-Курильском районе в 2015 г начался 6 августа. До конца августа лов велся на прибрежном фронте у острова Итуруп, а также на океаническом фронте Ойясио юго-восточнее о. Шикотан В уловах преобладала мелко- и среднеразмерная сайра. В целом промысловая обстановка для этого периода была неплохая, однако невысокие уловы были обусловлены слабой реакцией на свет.
В начале сентября суда распределились на большой акватории, пытаясь найти рыбу на фронтальных зонах среднекурильского вихря, прибрежном и океаническом фронтах Ойясио. Во вторую декаду суда занимались поиском сайры, средний вылов на судосутки был очень низкий -3,5 тонны. В третью декаду сентября суда работали у Шикотана, где добывали мелкую и среднюю сайру, также с невысокой эффективностью лова – 3-5 тонны. В последние дни сентября реакция рыбы на свет заметно улучшилась, и средний улов на судосутки вырос до 20-30 тонн. В целом в сентябре промысловая обстановка была слабой и нестабильной, главным образом по причине слабой реакции сайры на свет и работе большого количества японских судов в нашей зоне.
На протяжении октября промысел велся главным образом на фронтальных зонах теплого вихря. В уловах присутствовала в основном крупная сайра. В первой декаде отмечалось 7 штормовых дней и уловы были невысоки. Уже во второй декаде суда сместились к границе ИЭЗ России, где были найдены скопления промыслового характера. Во второй половине октября промысловая обстановка улучшилась и средний вылов на с/с составлял 20-30 тонн.
В первой декаду ноября добывающие суда заканчивали лов – их количество сократилось с 27 до 13 единиц. Основные скопления находились за пределами экономической зоны. Лов велся на фронтальных зонах субарктического фронта. В первой половине ноября промысловая обстановка была неплохая – средний вылов на судосутки лова составлял 20-25 тонн. Однако во второй половине ноября погодные условия не позволяли вести эффективный промысел. 22 ноября работа российских добывающих судов на промысле сайры была закончена. Общий вылов судов под флагом России на окончание промысла составил 23 778 тонн.
Научное сопровождение путины
Уже всем стало очевидно, что без полноценного научно-информационного сопровождения путины, высоких результатов не добиться. Яркие примеры – когда в 2011 г для проведения научно-поисковых работ вышло НИС ТИНРО-Центра «Владимир Сафонов» и было организовано полноценное научное сопровождение, уловы сразу подскочили троекратно. В течение трех последующих лет научное сопровождение удавалось организовывать подобным образом, и уловы держались на уровне 50-75 тыс. тонн, в 2014 г. судно «Владимира Сафонова» частично заменяло НИС «Профессор Леванидов» и наблюдатель на р/ш «Ника-101». Однако видимо стабилизация вылова в последние четыре года расслабила многих, и на поисковое судно в бюджете не нашлось средств. ТИНРО-Центр не стал жертвовать другими не менее важными исследованиями, и научная поддержка была ограниченной. Однако и в этих условиях специалисты полностью сделали все от них зависящее. Научная группа находилась на плавбазах «Петр Житников» и «Залив Восток», а также на рыболовной ш «Ника 101». Дважды в день проводились капитанские часы, где ученые давали оперативные прогнозы промысловой обстановки, рекомендации по организации промысла, наблюдатели собирали и отправляли биологическую и промысловую информацию.
Рекомендации по распределению промысловых усилий, представленные в путинном прогнозе практически оправдались. Если говорить о гидрологической обстановке, то принципиальным моментом стало ее быстрое изменение в августе с «теплого» на «холодный» тип лет, что повлияло на формирование скоплений сайры. Основные скопления осенью формировались намного восточнее традиционных районов промысла, у восточной границы ИЭЗ России. Это также потребовало от специалистов оперативной работы и формированию новых рекомендаций.
Конкуренция становится все жестче
В ходе путины российские рыбаки опять столкнулись с некорректным поведением японских рыбаков. Японские шхуны на чересчур близком расстоянии (менее 2 кабельтовых) проходили с включенным промысловым светом мимо отечественных судов, ставящих бортовую ловушку, совершали опасное маневрирование, создавали аварийные ситуации, и откровенно оттесняли российских рыбаков с промысловых скоплений. Это привело к уменьшению эффективности промысла и снижению вылова в наиболее благоприятный для лова период. Надо отметить, что в прошлом году таких острых ситуаций почти не было, но ранее они неоднократно имели место. Техническое оснащение отечественных судов сильно уступает иностранному, в частности энергетическая мощность ниже в 2-2,5 раза.
Также до последнего времени промысел сайры в открытых водах был практически бесконтрольным. Это уже привело к уменьшению запасов рыб, мигрирующих в российские воды, увеличению случаев нарушения границы исключительной экономзоны России иностранными судами и обострению конкуренции за конкретные промысловые скопления. В текущем году, как и в предыдущие годы, были отмечены заходы в ИЭЗ России судов Тайваня – до 80 среднетоннажных судов. К счастью, есть и положительный момент – создание в 2015 г. Комиссии по рыболовству в Северной Пацифике, в работе которой принимают участие специалисты ТИНРО-Центра, дает новые возможности для контроля за сайровыми ресурсами.
Как спасти сайровый промысел
С учетом наблюдаемой тенденции уменьшения численности сайры, роста пресса промысла, обострению конкуренции за ресурсы, ухудшению информационного обеспечения промысла, возможного снижения интереса российских пользователей к добыче, путина 2016 г. может оказаться сложнее, чем в 2015 г., а её результаты не лучше. Поэтому уже сейчас должна быть создана новая стратегия управлением сайровыми ресурсами.
Для хорошего результата путины 2016 г. и последующих, необходимо восстановление комплексного подхода в обеспечении промысла. Как первый, минимально необходимый элемент – восстановление поисковых работ с привлечением специально оборудованного судна аналогично 2011-2013 гг. Хорошо отработанный вариант – это финансирование отдельных работ на НИС «Владимир Сафонов» или привлечение СТМ «Профессор Леванидов». Простимулировать интерес рыбаков к сайре также могло бы и государственное финансирование апробации и внедрения новых орудий и методов лова. По словам специалистов ТИНРО-Центра, стоимость перевооружения и увеличения энергетической мощности судна класса СТР 503 сравнима с ценами на ежегодный капитальный ремонт.
Также желательным является расширение комплексных исследований сайры в период ее океанического нагула. Своевременное получение информации о состоянии сайровых запасов и ее среды обитания будут способствовать повышению качества оперативного прогнозирования и более эффективному освоению. Отраслевая наука по мере возможности и компетенции будет оказывать помощь в разработке и реализации новой стратегии использования сайровыми ресурсами.