Феноменально ранние подходы дальневосточной мойвы к западному побережью Сахалина отмечаются в 2016 году
В 2016 г. у западного Сахалина отмечены необычайно ранние подходы дальневосточной мойвы к побережью, куда она совершает миграции из шельфовой зоны моря для размножения. Первые появления нерестовой рыбы в приливо-отливной части береговой полосы наблюдались еще во второй половине марта – начале апреля. Уже в первую декаду апреля подходы мойвы были выявлены на значительном по протяженности участке западного берега острова, от г. Томари до г. Александровск-Сахалинский, что покрывает расстояние около 400 км. Об этом сообщает СахНИРО.
Многочисленные скопления нерестовой рыбы во многих участках побережья вызвали большой ажиотаж у населения прибрежных районов. Во-первых, конечно, появилась возможность добывать ее беспрепятственно, любым незапрещенным способом, хоть руками, и в любом количестве. Но многие сахалинцы приезжали на побережье вместе с детьми не только половить этой свежей и нежной на вкус рыбки, но и полюбоваться этим ярким, неординарным природным явлением, которое можно увидеть только на Дальнем Востоке России.
Вместе с тем, дальневосточная мойва (имеющая также несколько народных названий, в том числе салакушка, уёк) представляет немалый интерес и для рыбохозяйственной науки: как объект прибрежного коммерческого промысла и как важный элемент пелагических и прибрежных экосистем восточных морей России. Напомним, что мойва широко распространена в Охотском, Беринговом и Японском (только в его северной части) морях. Периодически она характеризуется достаточно большой численностью, в качестве пищи потребляет много зоопланктона, а также сама служит кормом для многих обитателей моря, включая различные виды морских и проходных рыб, морских млекопитающих и морских птиц.
Первые научные наблюдения и исследования мойвы у берегов Сахалина стали осуществляться еще в начале 30-х годов прошлого века. Наиболее интенсивные и качественные исследования этой промысловой рыбы специалисты СахНИРО проводили во второй период высокого уровня ее запасов в ХХ веке, т.е. в 1970-1980-е гг.
Мойва относится к семейству корюшковых рыб. По внешнему виду это небольшая пелагическая рыбка, жизненный цикл которой приурочен к водам шельфовой зоны и присваловых участков. Максимальные глубины, на которых она встречается в траловых уловах у берегов Сахалина, достигают 350-400 м. В зимне-весенний период мойва придерживается в основном придонных слоев моря, а летом и осенью –¬ верхней части пелагиали.
Мойва принадлежит к числу мелкоразмерных видов рыб, с коротким жизненным циклом. У берегов Сахалина наибольшая длина особей (АС) составляет 21 см, а масса тела – около 70 г. Наиболее крупная мойва обитает в Татарском проливе и в зал. Анива, а у восточных берегов Сахалина линейные размеры этой рыбы в период нереста обычно меньше. Хотя эта рыба достигает предельного возраста 6 полных лет, основу нерестовых стад составляют особи четырех поколений в возрасте от 2х до 5 лет.
Размножение мойвы в рассматриваемом районе происходит в основном в весенний – начале летнего периодов. Сроки нереста широко варьируют по районам, самые ранние отмечены у юго-западного Сахалина – в апреле, самые поздние – у северо-восточного Сахалина, в последней декаде июня или даже в июле. Для икрометания дальневосточная мойва совершает миграцию из верхней части шельфа в мелководную, прибрежную зону. Нерест этой рыбы у берегов нашего острова происходит в верхней части литорали на глубине до 1-2 м, т.е. в приливо-отливной зоне. Икра у нее донная, клейкая, откладывается непосредственно на грунт, нерестовым субстратом служит крупнозернистый песок, мелкая галька или гравий. Нерестовые подходы мойвы в прибрежье начинаются с приливом, а при наступлении полного отлива рыбы стремительно уходят от побережья в мористые районы. Во время отлива часть нерестовой площади, а иногда и вся нерестовая зона, осушается. Ширина осушенной полосы побережья, на которой находится выметанная икра мойвы, может достигать 20 м. Во время отлива вследствие обсыхания икра, лежащая на поверхности грунта, в большом количестве погибает. Икринки, расположенные в приповерхностном слое грунта, находятся во влажной атмосфере, достаточно хорошо развиваются и выживают, так же, как и вылупившиеся личинки. Плотность распределения отложенной икры на нерестилищах дальневосточной мойвы у Сахалина бывает очень высокой, до 19,3 млн. на 1 кв м. На нерестилищах мойвы обычно доминируют самцы. Но соотношение полов в ходе нереста непостоянно: численность самок увеличивается к разгару нереста и затем уменьшается до минимума.
Для мойвы характерна очень высокая посленерестовая гибель рыб. Поэтому нередко можно наблюдать большие выбросы этой рыбы в прибойной полосе или большие площади дна в прибрежье, усеянные мертвой рыбой.
Мойва относится к видам рыб, воспроизводство которых в связи с небольшой продолжительностью жизни характеризуется высоким темпом и неустойчивостью, что обуславливает значительные колебания численности популяции. Флуктуации численности дальневосточной мойвы выражаются, прежде всего, в мощности нерестовых подходов рыбы к побережью, в изменчивости протяженности нерестового ареала. В ХХ столетии известно о двух периодах высокой численности дальневосточной мойвы в Татарском проливе, в 1920-1930-е и 1970-1980-е гг. Оба этих периода совпали с циклами вспышек численности сардины-иваси и ее интенсивным промыслом в рассматриваемом районе.
Яркой особенностью нерестового хода мойвы у западного Сахалина в этом году является феноменально раннее начало подходов рыбы к побережью для икрометания. Для сравнения скажем, что в предыдущий 60-летний период научных наблюдений самое раннее начало нереста мойвы в этом районе отмечено 20 апреля, а обычно – в последнюю пятидневку апреля – начало мая. Можно говорить о том, что в 2016 г. нерестовые подходы мойвы к западному побережью Сахалина начались на месяц раньше обычного. Это может быть связано с более теплыми водными массами в восточной части Татарского пролива, которые сформировались вследствие усиления интенсивности теплого Цусимского течения в зимний и весенний периоды. Косвенно на это указывает и довольно раннее распаление ледяных полей у западных берегов Сахалина в этом году, которое даже на севере пролива, у г. Александровска-Сахалинского, произошло уже в начале апреля.
Другая не менее яркая особенность нерестовых подходов мойвы в этом сезоне заключается в том, что к побережью западного Сахалина подошло очень большое количество рыбы. Об этом свидетельствует много разных фактов. В том числе, значительная протяженность района подходов этой рыбы к побережью (в конце апреля – от 47º до 51º с.ш.), большая продолжительность нерестового хода (уже более одного месяца), а также размерно-возрастной состав скоплений нерестовой рыбы. В целом, вся собранная на сегодня разнообразная информация позволяет предположить о том, что большая численность подошедшей на нерест мойвы обусловлена вступлением в половозрелое стадо одного высокоурожайного поколения 2012 г. рождения. Такие ситуации регулярно проявлялись и раньше, например, в 1970-1980-е гг.
Конечно, столь ранние подходы мойвы к побережью в этом году оказались для всех довольно неожиданными. Тем не менее, как говорилось выше, любительский лов этой рыбы набирал активность с самых первых дней, а во второй половине апреля приступили к добыче мойвы и прибрежные рыбопромышленные компании. В результате свежая мойва продавалась и продается сегодня по очень скромным ценам не только на побережье, но и в ряде городов юга Сахалина (Южно-Сахалинск, Корсаков).
Имеющиеся в СахНИРО материалы, основанные на результатах траловой учетной съемки, выполненной в Татарском проливе в мае-начале июня 2015 г., позволяют считать, что в следующем, 2017 г., подходы мойвы к западному Сахалину будут не столь обильны как в 2016 г., но, тем не менее, они ожидаются повышенными, т.е. выше, чем в среднем за последние 20 лет. В свою очередь, данные наблюдений за подходами нерестовой мойвы в 2016 г. полностью подтверждают результаты учетной траловой съемки 2015 г. и свидетельствуют о начавшемся росте запасов этой короткоцикловой аркто-бореальной рыбы в Татарском проливе после 20-летней депрессии.
В заключение отметим, что в 1970-1980-е гг. повышенный уровень численности мойвы наблюдался не только в Татарском проливе, у западного Сахалина, но и в охотоморских водах острова (заливы Анива, Терпения и северо-восточное побережье). В 2002 г. также наблюдались массовые нерестовые подходы мойвы у западного Сахалина, а также в заливах Анива и Терпения. Тогда местными рыбопромышленниками был выпущен широкий ассортимент рыбопродукции из этой рыбы. В частности, с 2002 г. в продаже появились не только традиционно поставляемые виды – свежая и мороженная, но и продукция более сложной переработки: мойва копченая, пряная, соленая, пресервы специального посола, консервы «мойва оригинальная», «паштет из мойвы» и др.
Одновременность повышения численности мойвы в разных районах Сахалина в предыдущие годы позволяет предположить, что в 2016 г. можно ожидать неплохие подходы рыбы и к восточным берегам Сахалина, в особенности в заливах юга Сахалина.