Эксперт: байкальского омуля могут спасти меры охраны и возрождение рыбоводных заводов
Популяцию байкальского омуля, сокращающуюся с каждым годом, можно восстановить возрождением трех рыбоводных заводов на побережье озера и жесткой охраной нерестящейся рыбы, заявил в среду начальник ФГБУ "Байкальское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" ("Байкалрыбвод") Леонид Михайлик.
"Если заводы будут работать на полную мощность, и загружать будем их под завязку, то ситуация улучшится. Вместе с тем нужно обеспечить охрану нерестящейся рыбы, чтобы производитель доходил до естественных нерестилищ", - сказал Михайлик в Улан-Удэ на совещании в парламенте Бурятии, посвященном развитию аквакультуры.
Упадок рыбоводных заводов
Михайлик напомнил, что проектная мощность по закладке икры трех рыбоводных заводов, занимающихся искусственным воспроизводством омуля, - Селенгинского, Баргузинского и Большеречинского, составляла 3,75 млрд личинок в год. "Сейчас эти заводы находятся в плачевном состоянии. В последние годы их мощность сократилась в 3-4 раза, - отметил эксперт. - Объемы выпуска личинок омуля в Байкал последние пять лет находится на уровне 0,1-0,6 мдрд штук".
В настоящее время два первых предприятия, находившихся на грани банкротства, переданы в управление "Байкалрыбводу", подведомственному Росрыболовству. Михайлик рассказал, что уже началось выделение денег на их капремонт, реконструкцию, и ведутся переговоры о передаче третьего - Большереченского завода.
При этом он подчеркнул важность охраны омуля от браконьеров. "Искусственное воспроизводство готово, конечно, поддержать популяцию, но не в том объеме, в каком это может происходить в естественных условиях", - пояснил Михайлик.
Потеря омулевых заводов в Приангарье
Активист ОНФ из Иркутска, главный специалист-эксперт компании "ГидроБиоКонсалтинг" Анатолий Манякало сообщил ТАСС, что рыбоводными заводами Иркутской области с 2009 года в Байкал не выпущено ни одного малька байкальского омуля. "Дело в том, что разводить хариуса и пелядь выгоднее, чем омуля. За них можно получить больше денег. Вдобавок расценки на воспроизведение рыбы у единственной компании, которая этим занимается, значительно выше, чем рекомендуется Росрыболовством, - пояснил он. - До 2003 года государственные омулевые рыбзаводы финансировались как за счет бюджетных средств, так и за счет так называемых "компенсационных". А с 2006 года эти средства оказались в частных руках, в результате чего предприниматели стали выращивать то, что им наиболее выгодно. И омуль в эту категорию не попал".
Государство же в лице Росрыболовства, по мнению Манякало, "самоустранилось от регулирования ситуации в этой сфере". "По этой же причине наша рыбная отрасль теряет байкальские омулевые рыбзаводы. Из-за недофинансирования они пришли в упадок, и без дополнительных вливаний со стороны государства им не подняться", - отметил активист ОНФ.
Поддержка центра
Как сообщалось ранее: Росрыболовство нарастит выпуск искусственно выращенной молоди исчезающего в последние годы эндемика озера Байкал. "Для спасения популяции усиливается работа в области искусственного воспроизводства запасов байкальского омуля: в 2017 году в озеро Байкал будет выпущено около 125 млн штук молоди (личинок и малька) этого вида рыб. В 2016 году выпуск омуля составил 1 млн штук молоди", - говорится на сайте ведомства. При этом финансирование работ по воспроизводству в 2017 году возрастет до 23 млн рублей, а на 2017-2019 годы запланирована реконструкция рыбоводных заводов в рамках федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы".
Из-за ряда природных и антропогенных факторов общая биомасса омуля за последние 15 лет снизилась с 20 тыс. тонн до 10 тыс. тонн. Это отражается и на выловах: в 2015 году непосредственно в озере Байкал добыто 536 тонн омуля, что на 30% меньше показателя за аналогичный период 2014 года (760,2 тонны) и почти в 2 раза меньше, чем в 2013 году.