Революция в аквакультуре: о новом судне для выращивания рыбы |ФОТО
Компания NSK Ship Design разработала проект судна для выращивания рыбы, которое может дать старт устойчивому революционному развитию в аквакультуре.
Начиная с 2015 года NSK Ship Design без широкой огласки работает над особым проектом по заказу компании Nordlaks – проектом, который может быть назван не иначе как сенсационным для индустрии аквакультуры. На чертежной доске разместилось судно, получившее название Havfarm («Морская ферма»), длиной 430 м и шириной 54 м. Оно должно будет крепиться ко дну якорями, используя технологические решения офшорной промышленности. Норвегия является мировым лидером в этой области, и норвежская промышленность готова предлагать эффективные решения, которые способны работать в самых суровых условиях морей.
По существу, отрасль аквакультуры может быть перемещена из фьордов в океан.
Если проект будет реализован, как спроектировано в чертежах, это судно станет самым длинным кораблем в мире. Для сравнения: длина самого большого в мире круизного лайнера – 360 м. При этом самый длинный в мире авианосец, американский USS Enterprise, имеет длину 342 м.
Одна «Морская ферма» (Havfarm) сможет производить около 10 000 т лосося, а это более 2 млн голов рыбы. Для сравнения: лососевый производственный цех Nordlaks в Боройя выпускает около 70 000 т продукта в год. Конструкции «Морской фермы» смогут выдерживать волны высотой до 10 м и во время штормов могут быть увеличены на 4 м. Сама Havfarm погружается в море на 10 м, становясь стальным каркасом для шести «клеток» размером 50х50 м на поверхности и с глубиной сетей 60 м.
С 10-метровой стальной «защитой» существующие проблемы с морскими паразитами (морская вошь, Lepeophtheirus salmonis) уйдут в историю. Когда Havfarm будет стоять на якоре, площадь распределения отходов окажется в 27 раз больше, чем в обычных садках, – около 472 000 кв. м. В том случае, если паразиты все же будут обнаружены на рыбе, завод имеет все необходимое для их ручного удаления. Это также означает полностью бесхимическое производство. Использование химикатов для избавления от морских паразитов в течение длительного времени является темой экологических дебатов и создает огромные дополнительные расходы для промышленности. Новый подход может изменить направление развития аквакультуры, долгое время бьющейся над решением этой серьезной проблемы.
Несмотря на значительную длину — 70 м, судно Hoydal выглядит малышом рядом с Havfarm Nordlaks.
«Когда с нами связался Инге Берг (Inge Berg) из Nordlaks, мы только обдумывали идею создания более крупных конструкций с нуля. Берг пришел с очень содержательной идеей о том, как перейти от обычных садков для выращивания рыбы к судам-фермам в открытом море», – вспоминает менеджер по продажам Томас Мюре (Thomas Myhre).
Nordlaks выбрал NSK Ship Design как одну из ведущих компаний-проектировщиков с сильными позициями на рынке аквакультуры. NSK Ship Design проектирует все – от морских садков, специальных судов для обеспечения кормления рыбы, использующих прогрессивное СПГ-топливо, и судов для перевозки живой рыбы до крупных проектов по реконструкции существующих судов. Среди прочего компания проводила перестройку траулера в судно сейсморазведки и контейнеровоз в траулер для ловли криля. Подобные проекты сыграли большую роль для начала сотрудничества.
«Наши сотрудники в Харстад – команда с серьезным опытом в области управления проектами, а вместе с нашей инжиниринговой командой в Архангельске мы обладаем достаточной компетенцией для воплощения идеи в проработанную концепцию. Это была уникальная возможность заниматься проектом с нуля до начала строительства вместе с Nordlaks», – говорит Томас Мюре.
Министр рыболовства Элизабет Аспакер (Elisabeth Aspaker) и норвежское правительство пообещали свободный доступ на рынок рыбопроизводства предприятиям аквакультуры, готовым сделать крупные инвестиции в новые технологии, нацеленные на преодоление эклогических проблем и проблем размещения объектов аквакультуры. Вскоре после этого владелец Nordlaks объявил, что у компании есть большие планы, в точности отвечающие предложениям Элизабет Аспакер, а именно – проект Havfarm. В настоящее время Nordlaks начал процесс подачи заявки и обратился за разрешением на строительство трех объектов, каждый из которых будет стоить около 600–700 млн норвежских крон.
«Мы надеемся, что сможем опробовать эту технологию в 2017 году, если нам будут предоставлены обещанные условия для реализации проекта», – говорит Инге Берг. В свою очередь, NSK Ship Design рассчитывает на перспективы работы с компаниями, которые опережают развитие отрасли. «Nordlaks сосредоточена на создании решений для устойчивого развития своего производства. Для компании важно не только увеличение объемов производства или преодоление проблемы морских вшей, но и создание комфортных условий для выращиваемого лосося и разработка решений для долгосрочного устойчивого развития. Проект Havfarm раздвигает границы возможностей в аквакультуре, и мы хотим быть частью этого», – объясняет Томас Мюре.