Для развития марикультуры в Приморском крае целесообразно внести изменения в Земельный кодекс РФ для использования береговой полосы
Для использования предприятиями аквакультуры морской береговой полосы, относящейся к землям сельхозназначения, их полноценного функционирования и успешного развития, необходимы соответствующие изменения в Земельный кодекс РФ. Касательно береговой полосы, относящейся к землям лесного фонда – необходимые изменения в Лесной кодекс уже внесены и подписаны Президентом РФ.
Ещё в конце октябре 2015 года, во время проведения во Владивостоке совещания по вопросам развития аквакультуры под председательством заместителя председателя Правительства – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева акцентировалось, что одной из основных причин низких темпов развития аквакультуры на Дальнем Востоке является несовершенство профильного федерального законодательства.
Как было отмечено в ходе совещания, прямой запрет на использование рыбопромысловых участков для целей аквакультуры, размещение объектов её инфраструктуры, снижает инвестиционную привлекательность этого сегмента.
Стоит отметить, что в это же время, Министерство природных ресурсов и экологии РФ по поручению Правительства РФ подготовило проект поправок в Лесной кодекс РФ, разрешающий размещать на землях лесного фонда объекты, необходимые для рыболовства и аквакультуры.
К настоящему времени, Президентом РФ Владимиром Путиным 1 июля 2017 г. подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)». Данным законом внесены соответствующие изменения в части 1, 2 ст. 38 Лесного кодекса РФ, разрешающие использование лесных участков для ведения товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) и возведение на них временных объектов необходимой инфраструктуры.
Однако, несмотря на успешное решение данного вопроса в отношении лесных участков, что особенно актуально для Сахалинской области и Камчатки, прибрежная полоса которых практически вся относится к лесному фонду, вопрос использования береговой полосы аквакультурными предприятиям остается открытым для Приморского края.
Дело в том, что большая часть побережья Приморского края, особенно на его юге, относится к землям сельскохозяйственного назначения. В свою очередь, большинство этих земель либо оформлено в собственность, либо находится в аренде. Для размещения на береговой полосе инфраструктуры, необходимой для охраны рыбоводных участков и временного хранения рыбоводного оборудования и инвентаря, необходимо согласие собственников или арендаторов, которые обычно не идут навстречу. Поэтому доступ к береговой полосе бухты или залива, в акватории которых находятся участки морской аквакультуры, для этих предприятий в настоящее время закрыт, что препятствует их полноценному функционированию и развитию.
По мнению экспертов Ассоциации марикультурных организаций Приморского края (АМКОР), для выхода из этой тупиковой ситуации необходимы комплексные изменения в действующее законодательство, прежде всего в Земельный и Водный кодексы Российской Федерации. Специалистами АМКОР в настоящее время готовятся соответствующие предложения в адрес федеральных органов власти.
Ассоциация марикультурных организаций Приморского края (АМКОР)