Эксперты комментируют вопрос распределения квот
К 2030 году объем производства аквакультуры в нашей стране увеличится в три раза - такие цели поставлены в проекте стратегии развития отечественного рыбохозяйственного комплекса, который сейчас проходит межведомственные согласования. Это заявил министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев в ходе второго Международного рыбопромышленного форума, который недавно закончил свою работу в Санкт-Петербурге.
Эти цифры вполне реальны - только в пятилетней перспективе планируется запуск восемнадцати береговых рыбоперерабатывающих предприятий и тридцати трех судов рыбопромыслового флота общей стоимостью в 132 миллиарда рублей. Реализация проектов, по мнению Патрушева, "позволит уже к 2025 году обеспечить поступление не менее 60 миллиардов рублей дополнительного прямого вклада в ВВП ежегодно".
Всего, по словам заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука, до 2025 года требуется построить не менее 100 промысловых судов, что на 50 процентов обновит общую мощность флота после тридцати лет ожидания. Кстати, новые суда обещают проектировать на треть производительнее существующих.
Стимулом к такой масштабной модернизации стали инвестиционные квоты, которые и подтолкнули бизнес к закладке новых судов, а чиновников - к дальнейшему развитию этого рыночного механизма.
- Мы заинтересованы в развитии этого сектора и рассматриваем дополнительные меры поддержки, - уверяет заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники минпромторга России Николай Шабликов.
Однако важнее промысловых судов - научно-исследовательские, уточняет президент ОСК Алексей Рахманов. Их создание уже поручено "Северной Верфи".
С ним согласен и Илья Шестаков, руководитель Федерального агентства по рыболовству, полагающий, что основное место в отрасли должно отводиться науке, а планирование вылова нужно строить на научных прогнозах, а не объяснении случившегося, как это зачастую бывает. Напомним, что в этом году рыбаков ждал рекордный вылов красной рыбы на Дальнем Востоке, с которым, по словам Шестакова, рыбаки справились достойно.
Квоты на крабов - самый лакомый кусок "рыбного пирога". Однако от этого куса кормится вся отрасль - по цепочке
- В 2017 году мы побили двадцатипятилетний рекорд по вылову рыбы. А в 2018-м - справились с рекордной путиной горбуши - самой большой за всю историю наблюдений. Добыто уже порядка 612 тысяч тонн, - сообщил Шестаков.
Помимо горбуши, на Дальнем Востоке рыбаки добыли около 38 тысяч тонн сардины, иваси, скумбрии и сайры - почти в три раза выше уровня 2017 года. Как вовремя доставить этот товар потребителю, а главное - как стимулировать розничные сети снижать цены в случае рекордного улова - это тема отдельного разговора.
Однако результаты этого года стали еще одним доказательством того, что дальше без качественных научных исследований станет еще сложнее прогнозировать улов.
Меняется климат, и это в первую очередь оказывает свое влияние на миграцию рыбы - тихоокеанский лосось, к примеру, "уходит" на север. По словам первого заместителя директора ФГБНУ "ВНИРО" Олега Булатова, "сейчас мы наблюдаем новый период "возрождения" дальневосточной сардины, а следующая "эпоха лососей" начнется в 2050 году. При масштабных климатических изменениях значение российских северных районов промысла - Берингова моря, северной части Охотского моря - тоже может измениться. Вместо трески доминирующим видом может стать мойва".
Таким образом, без исследований и прогнозов рыбаки просто не смогут отследить изменения, понимать которые необходимо при увеличивающейся нагрузке на биосферу планеты.
Сегодня в мире добывается 90 миллионов тонн дикой рыбы, и еще 80 миллионов тонн выращивается. Население планеты к 2050 году достигнет, согласно прогнозам, 11 миллиардов человек, которым потребуется около 300 миллионов тонн рыбы. По данным экспертов, потребление рыбы растет в два раза быстрее, чем население земли.
Несмотря на оптимистичные прогнозы и вроде бы очевидные пути решения всех проблем, была на форуме и своя "ложка дегтя" - вопрос распределения квот на крабов. Они являются наиболее доходными (от 80 до 100 процентов прибыли) для рыбаков. Поэтому есть предложение вывести их на аукционы. Однако, полагает Шестаков, "в случае принятия положительного решения измененный порядок предоставления квот не затронет остальные водно-биологические ресурсы". Подобные заверения главы Росрыболовства рыбаки восприняли как угрозу дальнейшему развитию всей отрасли в целом. И уже прогнозируют банкротства компаний, заморозку инвестиционных программ, потерю кадров и другие беды.
Это и неудивительно - Россия сегодня является крупнейшим экспортером крабов в мире, а объем рынка оценивается в 110-120 миллиардов рублей в год. Другими словами, квоты на крабов - самый лакомый кусок "рыбного пирога". Однако от этого куска кормится вся отрасль - по цепочке. Главное, рыбаки восприняли эту инициативу как дамоклов меч, нависший над "историческим" принципом распределения квот на вылов всех видов рыб. В защиту "исторического" принципа уже встали не только рыбаки, но и главы отдельных регионов. На днях президент поручил правительству рассмотреть обращение властей Примор-ского края о сохранении действующего механизма закрепления долей квот вылова.
При этом, как ранее отмечали в Росрыболовстве, вывод крабов на аукцион ставит под удар и реализацию инвестиционных квот, так как многие компании за счет доходов от продажи краба вошли в инвестиционную программу по строительству судов для других видов и объектов промысла. То есть системы аукционов и квот одновременно работать не будут.
Кстати
В настоящее время окончательное решение по квотам на вылов краба не принято, так как для этого требуется изменение законодательства.
- Какое будет принято решение, и будет ли вообще аукцион - пока говорить преждевременно. Но даже при проведении аукциона у покупателя будет обязательство по строительству краболовного судна на территории Российской Федерации, - поясняет Шестаков.