Готовы ли российские производители к выпуску новых видов кормов для аквакультуры
Внимание ведущих мировых кормопроизводителей для рыб сейчас сосредоточено на новых белковых компонентах. Дело в том, что объемы кормов с каждым годом растут, а производство наиболее востребованного компонента – рыбной муки – снижается.
Выделяют два перспективных направления, призванных восполнить недостаток кормового протеина в мире, – это белки из насекомых и белки микробиального происхождения.
Корма из насекомых
В России тоже есть компании, которые реализуют проекты по созданию производств по получению белка из личинки мухи черной львинки и микробиального белка из природного газа.
Работу по введению таких компонентов в рецептуры стартовых и продукционных комбикормов для ценных пород рыб проводят и во Всероссийском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Сегодня разработаны и апробированы комбикорма с использованием новых источников белка и получены результаты, не уступающие импортным аналогам по скорости роста рыбы и кормовым коэффициентам при меньшей стоимости готового комбикорма на 20–30%, рассказал изданию «Ветеринария и жизнь» начальник отдела кормов и кормовых компонентов ВНИРО Роман Артемов.
«Во ВНИРО создан многофункциональный испытательный центр для кормов, произведенных в России. И сейчас институт имеет экономически эффективные и конкурентоспособные рецептуры комбикормов для карповых, осетровых, сиговых рыб, форели и тихоокеанских лососей. В 2020 году наши специалисты приступили к разработке кормов для ракообразных, в частности для австралийского красноклешневого рака и креветки ваннамей. Кроме того, началось создание базовых рецептов для форели – от личинки до товарной рыбы – на основе отечественных кормовых источников», – уточнил Роман Артемов.
Протеин на перьях
В целом годовой объем потребления комбикормов для аквакультуры в России оценивается в 320 тысяч тонн в год. Пока же в нашей стране потребляются два основных вида кормов для рыб: экструдированные (для лососевых, осетровых и сиговых) и гранулированные (для карповых). При этом потребление экструдированных кормов составляет около 90 тысяч тонн, из них около 20 тысяч производится в России, остальное – импорт. «Объемы потребления карповых кормов достоверно посчитать сложно, поскольку большинство пастбищных хозяйств юга России используют для кормления чистое зерно пшеницы ввиду его невысокой стоимости. Высокоэффективные гранулированные и экструдированные комбикорма используют в меньшей степени из-за сложившейся еще со времен СССР практики», – уточнил Роман Артемов.
Тем временем крупный проект по производству кормов нового типа для аквакультуры стартовал в Астраханской области. Отечественная компания «Рыбные корма» планирует до конца 2020 года ввести в эксплуатацию первую очередь завода по производству мальковых и продукционных кормов для рыб мощностью 50 тысяч тонн продукции в год. Объем инвестиций – 1,3 миллиарда рублей. Как пояснил заместитель генерального директора АО «Рыбные корма» Константин Жуков, предприятие будет специализироваться на кормах для ценных видов рыб – осетра, форели, сома и других.
В качестве источников белка планируется использовать рыбную муку, протеины растительного происхождения, перьевую и куриную мясо-костную муку. При проектировании завода и разработке рецептур учтен зарубежный опыт, но основными поставщиками сырья станут российские сельхозпроизводители. Линейка кормов будет отвечать всем требованиям, предъявляемым отечественным хозяйствам как при выращивании рыбы в садках и прудовой аквакультуре, так и в условиях устройства замкнутого водоснабжения (УЗВ) для интенсивного разведения рыбы.
Не хватает оборотных средств
Проекты по выпуску кормов реализуют и сами крупные товарные хозяйства. Например, группа компаний «Карельские рыбные заводы» уже 2,5 года обеспечивает рыбу кормами собственного производства, продает небольшие партии другим хозяйствам в Карелии, а недавно начала поставки в Ленинградскую область. «Но расширять производство в нынешних условиях не планируем, пока стратегия ориентирована скорее на выживание, так как сложно получать кредитование в нужные сроки и под приемлемую ставку. Кроме того, усложняет работу нехватка электроэнергии», – рассказал основатель ГК «Карельские рыбные заводы» Федор Смирнов.
Известный карельский форелевод Николай Федоренко также планирует наращивать собственные кормовые мощности. Он договорился с португальской компанией о строительстве в Карелии цеха по выпуску кормов для рыб мощностью 5 тысяч тонн. «Специалисты должны были уже приехать, но из-за коронавируса планы пришлось отложить. Если в скором времени ситуация успокоится, планируем запустить производство в 2021 году», – рассказал Николай Федоренко. Основа – рыбная и птичья мука – будет отечественная, премиксы – импортные. В то же время даже имеющиеся крупные заводы, построенные для выпуска аквакормов, не вышли на проектную мощность, не хватает оборотных средств. «Мощность завода, который мы построили в Белгородской области несколько лет назад, – 30 тысяч тонн, но пока в год выпускаем и реализуем 9 тысяч тонн кормов для форели, осетра, сома. По качеству наши корма точно не хуже импортных, даже получше некоторых, так как завод новее. А учитывая, что используем местное сырье, еще и дешевле, – рассказал директор ООО «Агроакадемия» Сергей Лиман. – Но, в отличие от крупных зарубежных игроков, мы не можем себе позволить предоставлять отсрочки по платежам, поэтому работаем с теми, кто платит».
В то же время на российском рынке работают несколько западных компаний, бизнес-модель которых позволяет продавать корма с отсрочкой оплаты до шести месяцев. Такие условия на фоне того, что зачастую товарные хозяйства испытывают трудности с банковским кредитованием, делают импортные корма доступнее, отмечают эксперты. Сдерживают развитие комбикормовой отрасли для аквакультуры также медленные темпы роста объемов производства ценных пород рыб в России, добавил Роман Артемов.
Переориентировались на собак и кошек
Но все равно перспективы для роста есть, уверен Сергей Лиман. «Так как мы отказались от выпуска низкомаржинальных кормов для карпа, то сейчас часть мощностей рыбного завода задействована под выпуск кормов для кошек и собак. В начале 2022 года мы запустим новый завод кормов для домашних животных и полностью загрузим нынешний завод кормами для рыб», – заверил он.
На руку российским производителям и рост курсов доллара и евро, это может ускорить производство внутри страны.
«Однако для товарных хозяйств ситуация с курсами валют работу усложняет. Получается другой финансовый результат для тех, кто работает с импортными кормами. Поэтому развитие отечественного производства кормов – это вопрос не только продовольственной безопасности, но и финансовой стабильности предприятий», – сообщил замруководителя Росрыболовства Василий Соколов.
Но для импортозамещения нужны соответствующие компетенции. «В России построены или запланированы к строительству современные заводы по производству кормов для ценных видов рыб с дорогим импортным оборудованием. Но недостаточно только железа, нужны знания и опыт людей, а также рецептуры кормов, которые позволят создавать продукт, удовлетворяющий взыскательному спросу аквакультурных хозяйств, если речь идет о ценных породах рыб, – заметил замруководителя Росрыболовства. – Поэтому необходимо скорейшее развитие производственных компетенций и, конечно, маркетинга, так как сложно переубедить отечественных рыбоводов уйти от дорогих, но проверенных импортных кормов».
По словам представителя Росрыболовства, в России сейчас складываются все предпосылки для развития именно собственного кормопроизводства, в том числе с участием иностранных компаний. «В стране ежегодно растет потребление кормов для лососевых. В 2019 году прирост объемов выращивания форели и семги составил 35% к уровню 2018 года. Основным компонентом кормов является рыбная мука, объемы отечественного производства которой были невелики. Но сейчас на Дальнем Востоке и на Севере в рамках программы инвестквот строятся и вводятся в эксплуатацию современные рыбоперерабатывающие заводы с большими мощностями по производству муки. При этом растущий запас в районе Курил сардины иваси полностью обеспечит эти мощности сырьем, – подчеркнул Василий Соколов. – Такие факторы, как наличие сырья, преимущества логистики и наличие устойчивого спроса, а также появляющиеся риски с поставками из-за рубежа, должны ускорить позитивные процессы в отечественном кормопроизводстве».
В качестве меры господдержки помимо льготного кредитования можно вновь рассмотреть возможность субсидирования капитальных затрат при строительстве комбикормовых заводов. «Ранее вносили это предложение, но Минфин его не поддержал», – уточнил Василий Соколов. Кроме того, требуется развитие механизмов субсидирования хозяйств аквакультуры на покупку кормов отечественного производства, отмечают эксперты.
Безопасность кормов для аквакультуры
Ситуация в области безопасности имеющихся на рынке кормов в целом благополучна. Из более чем 1300 образцов отечественных и зарубежных кормов для рыб, проанализированных в лабораториях Россельхознадзора за 2019–2020 годы, не соответствовали законодательству ЕАЭС 26 проб, сообщил старший научный сотрудник ФГБУ «Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» (ВГНКИ) Дмитрий Макаров.
ВГНКИ также исследует отечественную и зарубежную рыбную муку на содержание токсичных элементов. «К сожалению, более 80% образцов не соответствуют допустимому уровню содержания мышьяка в связи с жесткими нормативами стран ЕАЭС. На уровне союза был поднят вопрос об их пересмотре, но он пока не решен», – уточнил Дмитрий Макаров.