К вопросу о поставках оплодотворённой икры в Россию
Датский поставщик икры AquaSearch попал в суровую погоду у себя на родине после того, как якобы продал икру форели российскому сельскому хозяйству почти за 16 миллионов норвежских крон.
AquaSearch на 51 процент принадлежит норвежской AquaGen, головной офис которой находится в Тронхейме. iLaks задал руководству вопросы о том, что они думают о практике дочерней компании, находящейся в частичной собственности.
Соблюдение санкций ЕС
Какую политику проводит AquaGen в отношении экспорта в Россию и как вы относитесь к критике в адрес AquaSearch за ведение бизнеса с российскими игроками?
- Мы всегда следуем действующим нормам и правилам стран, в которых работаем. Это также относится к торговле с Россией, где ЕС уже давно применяет обширные санкции и связанные с ними правила. Норвегия соблюдает санкции и правила ЕС, отвечает генеральный директор AquaGen Кнут Рёфло в электронном письме iLaks.
По данным МИД, Норвегия поддерживает большинство санкций ЕС против России. 19 марта этого года Норвегия ввела дополнительные санкции. Возможности ведения торговли с Россией сейчас сильно ограничены и сопряжены с высоким риском.
Однако икра и рыбные корма не попали в санкционный список. В этом смысле экспортировать или не экспортировать эти товары в Россию становится моральным выбором. С 2014 года в России действует запрет на ввоз норвежского лосося, но разрешен ввоз смолта и других товаров, связанных с сельским хозяйством.
- План состоит в том, чтобы экспортировать во многие страны.
По словам Рёфло, датская дочерняя компания соблюдает европейские и датские санкционные меры. На прямой вопрос, экспортирует ли «АкваГен» в Россию, директор отвечает:
- Наше предприятие в Орсте, AquaGen Profunda , в первую очередь предназначено для экспорта икры, и мы планируем экспортировать его во многие страны. В 2023 и 2024 годах AquaGen Profunda экспортировала икру лосося в США и на Фарерские острова. Продолжающийся процесс одобрения и доступа к рынку в конечном итоге откроет экспорт норвежской икры на большее количество рынков.
- В текущей ситуации доступ на рынок России не входит в число наших приоритетов, - констатирует он.
Другая медиа-стратегия
Именно датское Radio4/Ekstrabladet впервые упомянуло об экспорте икры компании AquaSearch в Россию. Управляющий директор AquaSearch Торбен Нильсен отказался комментировать этот вопрос - по принципиальным соображениям. То же самое произошло, когда iLaks вступил в контакт.
Датчанин не читал дело в «Экстрабладете» и не стал комментировать, подтверждать или опровергать появившуюся там информацию.
В интервью iLaks Нильсен сказал, что лично он считает большинство средств массовой информации «мусором» и что в течение нескольких лет компания придерживается практики не участвовать в делах СМИ. Radio4 процитировало его слова о том, что большинство современных СМИ занимаются «предвзятым, неприукрашенным и поверхностным» освещением новостей, часто с намерением представить их в негативном свете». iLaks попросил AquaGen прокомментировать заявления Nielsen и медиа-стратегию дочерней компании.
- У меня нет комментариев по поводу интерпретации Radio4 личных заявлений Торбена Нильсена. В целом мы стараемся быть открытыми и гостеприимными по отношению к средствам массовой информации, властям и другим заинтересованным сторонам. «Мы считаем, что открытость — это хорошая вещь и ценность, которую следует беречь», — отвечает Рёфло.