Морская аквакультура на ДВ продолжает оставаться вне приоритетов госвнимания
Государство продолжает требовать от предприятий марикультуры, большинство которых относится к малому и среднему бизнесу, прохождения многомиллионной госэкоэкспертизы.
На этой неделе в комитете Государственной Думы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям состоялась онлайн-конференция, посвященная вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), ведущего деятельность в сфере природопользования - это лесозаготовка и лесная промышленность, недропользование, охотничье хозяйство, аквакультура.
Участие в заседании приняли отраслевые объединения и ассоциации аквакультуры Дальнего Востока и Крыма. Вел заседание председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
В настоящее время ситуация в марикультурной отрасли Дальнего Востока, несмотря на предпринимаемые Росрыболовством, вице-премьером – полномочным представителем Президента РФ по ДФО Юрием Трутневым, Минвостокразвития меры, продолжает оставаться достаточно сложной и неопределенной.
Марикультура ДВ и ранее не являлась основным объектом внимания госорганов. Сейчас, в условиях распространения пандемии коронавируса и снижения оборотов российского бизнеса, эта ситуация повторяется.
В то время как Президент Владимир Путин и российское правительство предоставляет беспрецедентные меры государственной поддержки субъектам МСП, органы Росприроднадзора продолжают требовать от предприятий морской аквакультуры, которые в своем большинстве относятся к МСП, прохождения многомиллионной по стоимости государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), неподъёмной и разорительной для этого вида бизнеса.
И дело не в том, что предприятия марикультуры не хотят проходить госэкоэкспертизу – предприятия не против. Суть проблемы – в завышенной стоимости экспертизы. Цена за весь перечень документов и мероприятий начинается с 1,5 млн руб., достигая в отдельных случаях 5 млн рублей и выше за 1 участок, и в том, что практически все эти деньги идут не в госбюджет, а в кассу успешных коммерческих организаций.
Как отметил в своём докладе председатель Ассоциации марикультурных организаций Приморского края Вадим Лихачёв, реалии таковы, что будь суммарные расходы предприятия на получение положительного заключения ГЭЭ в пределах 500 тыс. рублей, причем поступающих в доход государства, подавляющее большинство предприятий уже бы давно преодолели данный барьер.
Что любопытно, требование о проведении экологической экспертизы основано только на толковании нормы, прописанной в ст. 34 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» о внутренних морских водах, под формулировкой “иная деятельность”, к которой можно отнести всё: от пролетающих над морями самолетов, безусловно оказывающих опосредованное воздействие на чистоту вод, до использования прогулочных морских яхт. По самой экспертизе марикультурной деятельности отсутствует внятный порядок ее прохождения, с прозрачным ценообразованием и минимальным перечнем требуемых документов.
В Приморском крае для получения положительного заключения ГЭЭ предприятию морской аквакультуры может быть выдано общее с предприятием нефтегазового сектора, методическое указание.
Кроме того, аквакультура подразделяется на индустриальную и пастбищную. В части индустриальной аквакультуры экологическая экспертиза необходима ввиду строительства рыбоводных заводов с массированным сбросом сточных производственных вод. Однако, поскольку данные заводы расположены на внутренних водных объектах (реках), они, как это ни парадоксально, освобождены от экологической экспертизы. А марикультурные фермы, которые осуществляют пастбищную марикультуру путем донного выращивания гидробионтов в их естественной среде обитания, да еще и в рамках свободных природных миграций, принуждаются к проведению экологической экспертизы на основании формальных требований закона.
В связи с этим ассоциация АМКОР предложила исключить из ст. 34 Закона о внутренних морских водах требование о проведении экологической экспертизы на иную деятельность, поскольку оно носит расширенный и неопределенный характер. Либо следует прямо указать в этой статье закона, какие виды марикультурной деятельности нуждаются в экологической экспертизе.
Источник: Ассоциация марикультурных организаций Приморского края (АМКОР)