Не прошедшие госэкоэкспертизу марифермеры будут вынуждены уйти из бизнеса
Понесенные многомиллионные издержки на приобретение рыбоводных участков и вложенные в бизнес средства государство марифермерам не компенсирует. Действующий административный и бюрократический барьер серьезно снижает инвестиционную привлекательность отрасли.
Информация об этом прозвучала на региональном круглом столе о перспективах развития аквакультуры в Приморье, прошедшем 26 апреля в здании Правительства Приморского края.
Как было отмечено в ходе проведения круглого стола, в соответствии с правовой позицией Минприроды России и Росприроднадзора, основанной на абстрактных требованиях ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», предприятия марикультуры обязаны проходить государственную экологическую экспертизу материалов обоснования своей деятельности на приобретенных у государства морских рыбоводных участках (РВУ). Стоимость этих участков по итогам торгов достигает, как правило, нескольких десятков миллионов рублей. Эти участки целевые, заниматься на них можно только аквакультурой.
В случае непрохождения ГЭЭ, отсутствия её положительного заключения, заниматься аквакультурой на этих участках будет невозможно, т.е. работы придется остановить. Далее, если в течение двух лет на РВУ не будет вестись хозяйственная деятельность, то государство вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор и изъять эти участки. Средства за РВУ, уплаченные на аукционах, как и понесенные затраты на ведение бизнеса, государство не вернет.
При этом обязанность прохождения госэкоэкспертизы не затрагивает пресноводную аквакультуру, а это около 70 % выпуска товарной аквакультуры в России. Из этого следует, что Росприроднадзор и Минприроды России не усматривают в целом негативного воздействия аквакультуры на природную среду.
Росприроднадзором для марикультурной отрасли используется очень сложный, дорогостоящий и непрозрачный механизм прохождения госэкоэкспертизы, который был разработан для крупных промышленных и добывающих предприятий, и не подходит для марикультуры, все предприятия которой в своём большинстве относятся к микро- и малым предприятиям.
При проведении госэкоэкспертизы до сих пор используется архаичный приказ Минприроды России от 29.12.1995 № 539 «Об утверждении «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», который не прошел госрегистрацию в Минюсте России, официально не опубликован, но содержит многочисленные требования к представлению документации.
Само Минприроды России в своём письме от 27.12.2021 № 12-47/42522, касаясь пастбищной аквакультуры (когда гидробионты выпускаются в дикую среду обитания и самостоятельно кормятся и растут), признаёт, что данный вид аквакультуры характеризуется наименее значительным, но одновременно наиболее слабоизученным воздействием, а поэтому – парадокс - отсутствуют достаточные основания для его исключения из объектов госэкоэкспертизы.
В настоящее время из 114 мариферм Приморского края госэкоэкспертизу прошли только 6 предприятий. Совокупные расходы на прохождение всех существующих процедур и этапов госэкоэкспертизы достигают 5 млн рублей на один РВУ, которых у предприятия, как правило, несколько. Причём эти расходы не зависят от размеров участка, он может быть как 50 га, так и 2000 га, - стоимость прохождения процедур одинакова. Таким образом, только на марифермеров Приморья ложится дополнительная нагрузка в размере до 1,5 млрд рублей, которые будут изъяты из фонда развития аквакультурного производства.
Также, как прозвучало во время круглого стола, идет намеренное создание сложностей предприятиям марикультуры при прохождении госэкоэкспертизы. Так, под предлогом некомпетентности Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, местом прохождения госэкоэкспертизы назначено Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора, что вызывает обоснованные сомнения в законности принятого решения, а также обоснованные сомнения в компетентности людей, которые проводят госэкоэкспертизу, т. к. географические, климатические, гидрологические условия, флора, фауна, специфика хозяйственной деятельности Черноморо-Азовского и Дальневосточного рыбохозяйственных бассейнов сильно отличаются (можно сказать, что это две разные планеты), точно также как и степень, профиль и специфика образования и деятельности научных работников в Черноморо-Азовском и Дальневосточном регионах.
Также по теме: