Нужны ли китайские инвестиции дальневосточной марикультуре
Развитие аквакультуры в нашей стране, в том числе на Дальнем Востоке, пока сильно отстает от ведущих стран в этой отрасли, но при этом развивается достаточно быстрыми темпами. Согласно данным Росрыболовства, в 2017 году общий объем производства аквакультуры в России увеличился на 7 процентов по сравнению с предыдущим годом и составил 219 700 тонн, из них на Дальнем Востоке - 9 618 тонн. На долю продукции аквакультуры в общем объеме производства морских биоресурсов на российском Дальнем Востоке приходится около 0,3%, тогда как среднемировой показатель составляет 47 процентов, а в Китае - глобальном лидере в области аквакультуры - более 70 процентов.
Российские власти строят весьма амбициозные планы по развитию аквакультуры, рассчитывая, что объем выпуска продукции этого сектора к 2030 году достигнет 700 000 тонн. Согласно государственной программе развития аквакультуры в стране, в ближайшие три года правительство России планирует ежегодно выделять порядка 353 млн рублей (4,6 млн евро/ 5,3 млн долларов) для поддержки роста в этом секторе. А с июля 2018 года Росрыболовство начало реализацию масштабного проекта по предоставлению морских участков для аквакультуры на Дальнем Востоке через электронные аукционы.
Действительно, электронная форма аукционов упрощает процедуру торгов, делая ее прозрачной и понятной. Более того, уже сейчас с помощью интерактивной электронной карты морской акватории инвесторы могут формировать участки через интернет-сервис, а также подавать в электронной форме заявления в Росрыболовство на определение границ участков и участие в электронных аукционах. Как сообщили представители Фонда Развития Дальнего Востока, благодаря новому интернет-сервису инвестору в марикультуру не требуется дополнительных согласований с госорганами по вопросам, связанным с ограничениями хозяйственной деятельности на водных морских объектах. Достаточно четыре раза кликнуть по интерактивной карте для формирования нужных границ интересующего рыбоводного участка, а затем пройти четыре этапа онлайн: подать электронное заявление на определение границ участка в Росрыболовство, принять участие в электронных торгах, подписать договор пользования участком электронной цифровой подписью, обустроить участок.
Необходимо отметить, что электронная форма аукционов действительно делает процедуру доступной и комфортной, позволяя при этом исключить ряд таких негативных факторов, как сговор участников, уклонение от заключения договора и т.п. Правда, получить желанный участок для марикультуры оказалось довольно накладно, что уже заставило действующих участников рынка задуматься об эффективности таких инвестиций и более тщательно оценивать перспективы.
Первый электронный аукцион по продаже прав пользования участками для аквакультуры на Дальнем Востоке прошел 17 июля 2018 года и ознаменовался тем, что первый участок был реализован на торгах по цене, в 22 раза превысившей стартовую. 68 га морской акватории в Хасанском районе при изначальной цене 657 729 рублей были проданы за 15,1 млн рублей. В торгах участвовали шесть компаний, а победительницей оказалась ИП Челновая Анастасия Андреевна из Амурской области, город Благовещенск, причем основной вид деятельности ИП - «Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки».
С одной стороны, все выглядит хорошо – государство получает столь необходимые деньги в бюджет, а в отрасль приходят новые игроки, что позволяет рассчитывать на ускорение развития дальневосточной марикультуры. Однако, с другой стороны, возникает немало вопросов, действительно ли это будет стимулировать развитие отрасли и работать на экономику Дальнего Востока? Ведь компаниям, не имеющим опыта работы в сфере марикультуры, будет очень сложно окупить свои расходы на победу в аукционе, тем более, что на быстрый возврат вложений в марикультуре вообще рассчитывать не приходится. Впрочем, сейчас результаты первого электронного аукциона по первому же участку оспариваются в Арбитражном суде г. Москвы.
Еще больше вопросов, однако, вызывает возможное участие в аукционах на получение участков для марикультуры на Дальнем Востоке китайских компаний. В августе 2018 года в рамках рабочей поездки в КНР заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента России в ДФО Юрий Трутнев встретился с представителями компании «Далянь Вэньлянь Аквакультура» (Dalian Wenlian Aquaculture), которая реализует в Приморском крае проект по выращиванию и экспорту морского гребешка и планирует расшить свою деятельность за счет введения новых рыбоводных участков площадью 900 гектар с последующим увеличением площади аквакультурных участков еще на 4 тысячи гектар. В ходе встречи вице-премьер Правительства РФ Ю. Трутнев рассказал китайским инвесторам о введении практики электронных аукционов на предоставление марикультурных участков и создании интерактивной электронной карты морской акватории. При этом господин Трутнев обратил внимание китайских инвесторов на возможность их участия в этих аукционах.
Приглашение китайских инвесторов к участию в торгах на получение марикультурных участков на Дальнем Востоке России, конечно, довольно интересно с точки зрения привлечения иностранных инвестиций в эту отрасль. Представляется, однако, что условия допуска иностранцев к торгам должны быть тщательно выверены на предмет всех возможных позитивных и негативных последствий, в том числе в долгосрочной перспективе.
В частности, необходимо учитывать, что заинтересованность Китая в выращивании гидробионтов на Дальнем Востоке обусловлена исключительно стремлением решить собственные проблемы. В последнее время в КНР отмечается сокращение производства аквакультурной продукции из-за масштабного применения технологий выращивания, ухудшающих экологическое состояние рек и прибрежных морских акваторий. В результате, правительство КНР стало принимать жесткие меры, направленные на сокращение аквакультурных хозяйств для восстановления экологии. Соответственно, китайские власти заинтересованы в обеспечении поставок в страну рыбы и морепродуктов, в том числе продукции аквакультуры, и поощряют создание компаниями КНР аквакультурных ферм на Дальнем Востоке России,
Следует также отметить, что в этом году из-за аномально высоких температур китайские аквакультурные компании потеряли большое количество урожая. В частности, в провинции Ляонин погибло более 70 процентов урожая трепанга, что составляет почти половину объема его выращивания в КНР. По данным провинциальных властей, экономический ущерб от гибели 68 000 тонн трепанга на марикультурных фермах площадью 950 му (633 кв км) превысил 6,8 млрд юаней (1 млрд долларов). В этих условиях заинтересованность китайских компаний в обеспечении поставок трепанга в КНР резко возросла, что обуславливает интерес как к увеличению импорта этой продукции, так и к получению участков на Дальнем Востоке для выращивания трепанга и последующего экспорта в Китай.
При этом китайские компании, которые захотят работать в сфере марикультуры на Дальнем Востоке России, будут иметь государственную поддержку со стороны властей КНР и возможность доступа к финансовым ресурсам в Китае на очень выгодных условиях, по сравнению с существующими в России. Соответственно, российские компании не смогут конкурировать на электронных аукционах на предоставление марикультурных участков с китайцами, которые способны предложить более высокую цену. В результате, наиболее благоприятные для выращивания гидробионтов участки морской акватории на Дальнем Востоке России получат китайские компании, а российским фирмам придется довольствоваться тем, что останется.
Кроме того, имея государственную поддержку и доступ к льготному финансированию, работающие на ДВ РФ китайские компании смогут поставлять свою продукцию в КНР по низким ценам. Российские производители и экспортеры продукции аквакультуры, для которых Китай является ключевым экспортным рынком, не смогут выдержать ценовую конкуренцию и будут вынуждены либо уйти с рынка, либо работать на китайских условиях. Более того, существует вероятность, что у некоторые российские компании, являющиеся конкурентами работающих на ДВ РФ китайских фирм-производителей гидробионтов, могут неожиданно столкнуться с проблемами при оформлении своей продукции для поставок в КНР. Так, Главное государственное управление КНР по контролю качества, инспекции и карантину (AQSIQ) может на свое усмотрение приостановить или отменить аккредитацию любого российского поставщика продукции водного промысла и аквакультуры, тогда как работающие на ДВ РФ китайские компании, напротив, будут иметь приоритет при оформлении документов для поставок продукции из России в Китай.
Таким образом, по мнению экспертов Дальневосточного центра региональных исследований, участие китайских инвесторов в электронных аукционах на получение марикультурных участков на Дальнем Востоке будет иметь как позитивные, так и негативные последствия. К положительным моментам можно отнести получение федеральным бюджетом финансовых средств от реализации участков, поскольку китайские компании способны предлагать довольно высокие цены. Кроме того, можно отчасти рассчитывать на привлечение в аквакультурный сектор иностранных инвестиций и технологий, однако этот эффект вряд ли будет значительным. Китайские инвестиции будут обеспечивать исключительно потребности развития своего предприятия, но их эффект для местной российской экономики будет минимальным.
Говоря о перспективах привлечения китайских инвестиций в Россию, необходимо четко понимать, что китайцы предпочитают инвестировать средства исключительно в проекты, реализуемые за рубежом созданными там компаниями с участием китайского капитала, причем во многих случаях получателями инвестиций являются компании, созданные за границей самим китайским инвестором. В качестве примера можно привести предприятие по переработке морепродуктов в канадской Британской Колумбии, в которое инвестировали средства представители китайской Зоны экономического и технологического развития Циньхаундао (QETDZ). Особенностью этого проекта стало то, что представители QETDZ вложили деньги в проект компании Taisheng Investments, созданной китайским капиталом и фактически представляющей в Канаде интересы Зоны экономического и технологического развития Циньхаундао
Что же касается предоставления средств для проектов, реализуемых иностранными компаниями, то в этом случае обычно речь идет не об инвестициях как таковых, а о выделении кредитов, причем в большинстве случаев с обеспечением. При этом нередко предоставление кредитных средств увязывается с рядом условий – применительно к марикультуре речь может идти о поставках выращенных гидробионтов указанной китайским инвестором компании по заранее фиксированной цене и т.п
Данные обстоятельства необходимо учитывать при обсуждении вопросов о возможном привлечении китайских инвестиций в развитие аквакультуры на Дальнем Востоке России и предоставлении китайским инвесторам возможности участвовать в электронных аукционах на получение прав пользования участками для аквакультуры. По мнению специалистов Дальневосточного центра региональных исследований, стоит также обратить внимание и на международный опыт - в КНР, в частности, установлен порядок, ориентированный на первоочередной учет именно национальных интересов при решении вопросов о том или ином допуске иностранцев в экономику своей страны, а США открыто увязывают обеспечение национальной безопасности с порядком осуществления иностранных инвестиций в экономику собственной страны.
Безусловно, отечественной марикультуре нужны инвестиции, в том числе и иностранные. Но они, давая прибыль инвестору, должны при этом работать в интересах российской экономики. Поэтому при решении вопроса о доступе иностранных инвесторов к электронным аукционам на получение участков морской акватории на ДВ РФ для марикультуры необходимо выработать условия, обеспечивающие соблюдение требований равной конкуренции и интересов экономической, продовольственной и экологической безопасности РФ.
При этом представляется целесообразным изучить возможность применения к морской аквакультуре положений Федерального закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ, в котором, в частности, к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, отнесена «добыча (вылов) водных биологических ресурсов». Основания для такого подхода, в частности, есть в «дорожной карте» по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ на 2018-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства России от 16 августа 2018 года № 1697-р, где среди прочего предусматривается унификация торгов в сферах рыболовства и рыбоводства, предусмотренных Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Федеральным законом «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».