Отечественная аквакультура теряет корма
Цисты рачка артемии, обитающего в Западной Сибири, являются основой для производства живых стартовых рыбных кормов, но насытить ими внутренний рынок мешает браконьерство. Крупнейшим потребителем незаконно добытого в РФ ценного ресурса является Китай. Об этом сообщает Fishnews.
Рост отечественной аквакультуры потребует соразмерного развития сопутствующих отраслей, в том числе кормопроизводства. Но если значительная часть используемых сейчас в рыбоводстве кормов по-прежнему импортируется, то в секторе живых стартовых кормов российские производители способны полностью обеспечить потребности внутреннего рынка.
Сырьем для производства живых стартовых кормов служат яйца рачка артемии. Он относится к водным беспозвоночным, обитает в соленых озерах и морских заливах. Находящиеся в диапаузе яйца артемии – цисты – способны сохранять жизнеспособный эмбрион в течение многих лет и воспроизводить живого рачка – науплиуса – в искусственно созданных условиях. Подвижность и высокая питательная ценность науплиусов артемии позволяет использовать их в качестве эффективного корма для личинок многих рыб и креветок на начальных стадиях их развития.
В России цисты артемии отнесены к ценным видам водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается. Основные запасы артемии сосредоточены в регионах Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна (Алтайский край, Новосибирская, Омская, Курганская области и другие). Первое место по запасам занимает Алтайский край с рекомендованными объемами вылова свыше 1 тыс. тонн. В 2015 г. промысел вышел за границы Западной Сибири в связи с включением Крыма в состав Российской Федерации.
Проведение в 2013-2014 гг. в Алтайском крае конкурсов на долгосрочное закрепление рыбопромысловых участков определило основных игроков российского рынка добычи артемии. К ним относятся химический комбинат ОАО «Кучуксульфат» (пользователь озера Кулундинское) и ООО «Арсал» (пользователь озера Большое Яровое), под контролем которых по состоянию на 2015 г. находилось свыше 90% алтайских запасов артемии и около 60% всех запасов этого объекта в России. В пределах Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна добычей артемии на закрепленных рыбопромысловых участках занимается от 10 до 15 долгосрочных пользователей.
Основным рынком реализации цист артемии является Юго-Восточная Азия. Здесь выращиваются миллионы тонн креветок, в корм которым идет большая часть всех живых стартовых кормов. Свыше 90% российского экспорта приходится на КНР и Таиланд. При этом внутренний спрос на живые стартовые корма не превышает 3% общего объема производства. Потребителями цист артемии в России являются рыбоводные заводы, специализирующиеся на выращивании осетровых и сиговых видов рыб, а также разводчики аквариумных рыб.
Специалисты отмечают, что серьезным препятствием на пути роста добычи артемии в России является крайне высокий уровень незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла в отрасли, чему способствовало несколько факторов. Во-первых, цисты артемии в силу особенностей промысла легкодоступны для браконьеров, поскольку добыча ведется ручным способом на берегу водоема. Во-вторых, спрос со стороны КНР привел на рынок множество посредников, занятых скупкой артемии у браконьеров и их перепродажей за границу. В данном случае спрос создал предложение, способствуя укреплению материальной и кадровой базы браконьерства.
Китай является крупнейшим потребителем незаконно добытых в России цист артемии. Продукция ННН-промысла попадает в Поднебесную двумя путями. Меньшая часть переправляется контрабандой через Республику Казахстан, минуя пограничный контроль (таможенный контроль на границе РФ и РК не производится). Большая же часть «узаконивается» внутри России и экспортируется в КНР напрямую.
Доля ННН-промысла в 2013-2014 гг. достигла 50% всего объема экспорта цист артемии. Наглядно представить масштабы проблемы позволяет сравнение данных по экспорту с рекомендованными объемами добычи по отдельным субъектам Федерации.
Так, в Новосибирской области рекомендованные объемы добычи артемии за период 2012-2014 гг. составили 227 тонн. При этом за тот же период из региона экспортировано свыше 1 600 тонн этой продукции. В Забайкальском крае объемы вылова артемии не выделялись ни разу, однако экспорт за 2012-2014 гг. составил около 540 тонн.
Чаще всего незаконно добытые цисты артемии реализуются за рубеж под видом выращенных в аквакультуре, несмотря на то, что в России отсутствуют технологии и нормативная база для их разведения. Действенный контроль происхождения затруднен тем, что «выращивают» артемию в одних регионах, а экспортируют из других.
До недавнего времени законность происхождения при экспортных процедурах вообще никем не проверялась – ни таможенными, ни ветеринарными органами. В 2015 г. введено обязательное лицензирование экспорта артемии, однако, как отмечают эксперты, эта мера не способна остановить поток продукции браконьерского промысла, поскольку процедура согласования лицензий не предусматривает участия Росрыболовства.
Незаконный промысел и экспорт артемии влечет за собой серьезные экономические потери для участников рынка и государства. Незаконно добытая артемия экспортируется в виде сырья, в результате чего отрасль теряет добавленную стоимость, которая могла быть создана при глубокой переработке продукции.