Падение пастбищной аквакультуры в Приморье может означать о кризисе в отрасли, вызванном госрегулированием
В 2024 году выпуски валютоемких видов гидробионтов в морские акватории Приморского края по сравнению с 2023 годом сильно снизились, а по отношению к 2022 году – катастрофически упали.
В Приморском крае значительно снизились выпуски валютоемких видов морских гидробионтов для пастбищной морской аквакультуры (марикультуры), прежде всего гребешка и дальневосточного трепанга.
Согласно официальным данным Приморского теруправления Росрыболовства, за 9 месяцев 2024 года в морские акватории Приморского края в рамках пастбищной аквакультуры аквафермерами региона было выпущено для выращивания 7,915 млн молоди гребешка и 0,939 млн молоди трепанга.
Если сравнить с цифрами за аналогичный период двух предыдущих лет, то снижение по сравнению с 2023 годом выпусков гребешка составило 2,5 раза (в 2023 г. было выпущено 20,1 млн шт.), трепанга – 1,8 раза (1,7 млн шт.). Относительно девяти месяцев 2022 года падение по гребешку составило 4,4 раза (35 млн шт.), по трепангу – 4,3 раза (4 млн шт.).
Обвальное падение пастбищной аквакультуры в Приморском крае, на который приходится 95% выпуска всей товарной аквакультуры на Дальнем Востоке (ДВ), может быть связано с введением административных барьеров в отрасли, снижением интереса к инвестированию в развитие аквапредприятий.
Высокие расценки на прохождение процедур и сбора документов для государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) Росприроднадзора возможно заставляют аквафермеров сосредотачиваться на аквакультуре индустриальным способом, как более высокомаржинальной, чтобы иметь возможности для оплаты огромных счетов при прохождении ГЭЭ. Подавляющее большинство аквафермеров относится в микро- и малому бизнесу, финансовые возможности которых ограничены.
Из Крыма вообще не слышно про пастбищную аквакультуру и можно предположить, что индустриальный метод, как и на ДВ, там также преобладает, хотя в Черном море устрица спокойно живет в естественной среде обитания и значит ее пастбищное разведение также широко возможно.
В конце 2023 года пастбищную аквакультуру (кроме в ООПТ) законодательно освободили от ГЭЭ. Громко прозвучало, что административное давление на марикультуру снижено. Но это только декларативно, т.к. пастбищная аквакультура в марикультуре (состоит из пастбищной и индустриальной) занимает всего 5 – 10%, все остальное – индустриальная. Поэтому говорить об ослаблении этого административного барьера для марикультуры, о чем говорил в 2022 году вице-премьер Юрий Трутнев, преждевременно.
Что интересно во всей этой парадоксальной ситуации – ГЭЭ Росприроднадзора должна проходить только морская аквакультура. Требование об этом появилось в результате законодательного брака в 2013 году. Пресноводная аквакультура, а это 70% выпуска всей товарной аквакультуры в России, госэкоэкспертизе и, соответственно, административному давлению, не подлежит.
Ранее Представительство по Приморскому краю АНО «Национальный общественный комитет по противодействию коррупции» (АНО НОКПК) уже сообщало о снижении инвестиционной привлекательности марикультурной отрасли ДВ для иностранных и отечественных инвесторов – информация о намерениях инвестировать перестала публиковаться Минвостокразвитием на протяжении последних нескольких лет. Росрыболовством в 2024 году также перестали опубликовываться детальные статистические сведения о марикультуре, только общие цифры в целом по аквакультуре РФ (пресноводная и морская), что может говорить о стагнации развития.
Совокупный средний чек на подготовку документации, сопровождение и прохождение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) на Дальнем Востоке – более 5 млн рублей за рыбоводный (аквакультурный) участок, в Крыму – 9-10 млн руб. Причем в Крыму в ноябре 2023 г. стоимость проданных участков составляла от 400 до 700 тыс. рублей.
Не прошедшие ГЭЭ предприятия марикультуры не имеют права заниматься аквакультурой на приобретенных участках. Сложная процедура и завышенные требования экспертизы препятствуют её успешному прохождению. Оценка производится исключительно по бумагам, на рыбоводные участки никто из комиссии не выезжает. Спустя несколько лет, если на участках не ведется деятельность, они возвращаются государству, а предприятия должны уйти из отрасли без какого-либо возмещения понесенных издержек на их приобретение и вложенных инвестиций в развитие производства. В Приморском крае, на который приходится 95 % марикультуры на Дальнем Востоке, экоэкспертизу смогли преодолеть только 8 мариферм из 114. Всего в Приморье более 300 участков, это 1,5 млрд потенциальных платежей.
Источник: Представительство по Приморскому краю АНО НОКПК