Парадоксы госполитики: марикультура может проиграть иностранным поставщикам
Парадоксы государственной политики в сфере морской аквакультуры стали одной из тем Дальневосточного научно-практического форума «Рыбная промышленность Дальнего Востока: парадоксы государственного управления».
В настоящее время морская аквакультура (марикультура) в России находится в неопределенном положении – то ли развиваться, то ли сворачиваться. Причиной является необоснованный, появившийся в результате обычного законодательного брака, административный барьер в виде государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) Росприроднадзора.
В то же время аквакультура является одним из экономических трендов дальнейшего развития Российской Федерации, обеспечения продовольственной независимости и развития экспорта.
Эти и иные вопросы были подняты на научно-практическом форуме, организованном Координационным советом рыбохозяйственных ассоциаций и Владивостокским государственным университетом, 25 мая.
Обязанность прохождения марикультурой ГЭЭ появилась в 2013 году в результате низкокачественной законотворческой работы. В итоге законопроект, призванный упорядочить дноуглубительные работы, не касавшийся марикультуры, необоснованно стал серьезным препятствием её развитию.
Вице-премьер Юрий Трутнев в своём поручении от 23.03.22 № ЮТ-П47-19пр квалифицировал ГЭЭ марикультуры как административный барьер, обязав Минприроды России и Росприроднадзор представить предложения по его устранению.
Минприроды России и Росприроднадзору известна история появления этого административного барьера, но они стараются его сохранить. Платежи при прохождении этой бумажно-бюрократической процедуры (на марикультурные участки никто не выезжает) в кассы различных специализированных фирм и компаний начинаются от 5 млн рублей за один участок. Таких рыбоводных участков только в Приморском крае более 300. Это уже 1,5 млрд рублей. Через 5 – 10 лет процедура должна повториться. Аппетиты фирм и компаний растут. Если в 2005 году общие затраты на прохождение этой экспертизы были на уровне 150 тыс. руб., то можно предположить, какими они будут в ближайшей перспективе.
Марифермы, не имеющие положительного заключения госэкоэкспертизы, должны прекратить свою деятельность. Так требует закон. В то же время, если на рыбоводных участках 2 года не ведется хозяйственная деятельность, а заниматься на них можно только аквакультурой, то государство их изымает и перепродает. Многомиллионные затраты на покупку участков и инвестиции в них не возмещаются. Приравненность марикультуры к опасному промышленному производству делает экспертизу труднопроходимой – из 114 мариферм Приморья её преодолели только 7. Соответственно это создает отрицательный инвестиционный имидж марикультурной отрасли (пресноводная аквакультура ГЭЭ законодательно не подлежит). Кто захочет кредитоваться и вкладываться в неё при таких условиях?
Парадокс, но госэкоэкспертиза марикультуры Росприроднадзора дублирует аналогичные функции Росрыболовства, которое, согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, проводит экспертизу любой планируемой хозяйственной деятельности в море и на берегу на соответствие природоохранным и экологическим требованиям.
По мнению Ассоциации марикультурных организаций Приморского края (АМКОР), в таких условиях отечественные мариводы проиграют конкурентную борьбу иностранным поставщикам, что самым негативным образом отразится на возможных перспективах развития морской аквакультуры в России. Также можно забыть про снижение загазованности прибрежных городов путем создания плантаций марикультуры, как это уже делают в Китае и хотели в своё время делать во Владивостоке.
фото: Ассоциация марикультурных организаций Приморского края (АМКОР, amkordv.ru)