Перспективы развития сахалинской рыбной промышленности связаны с развитием пастбищной аквакультуры
Сахалинские рыбаки видят будущее в разведении кеты, гребешка, трепанга и устриц
Перспективы развития сахалинской рыбной промышленности связаны с развитием пастбищной аквакультуры, рассказал на инвестиционном совете правительства области глава ассоциации сахалинских рыбаков Максим Козлов.
— Коммерческий сектор в основном закладывает кету, это более предсказуемый ресурс. И в этом году она году впервые перегнала дикую горбушу (по объему добычи) и обеспечила приемлемый вылов в регионе, — заметил он.
Над восстановлением и сохранением популяции лососевых в области сегодня трудится 55 государственных, частных и арендованных рыбоводных заводов, суммарный объем выпуска молоди на них составляет порядка 700 миллионов особей ежегодно.
Уже сегодня предприятия обеспечивают сохранение ценного ресурса, а в будущем их роль будет еще выше — подходы лососевых, достигавшие 300 тысяч тонн в 2009-2011 годах сегодня в целом вернулись к историческим показателям в плюс-минус 50 тысяч тонн. И, вероятно, на этом или даже менее оптимистичном уровне добыча будет сохранятся в перспективе.
Относительно низкие уловы приведут, уверен Козлов, к сокращению числа игроков лососевого рынка — сегодня здесь работают 255 компаний, лишь три десятка из которых являются крупными. За девять месяцев 2019 года они совместными усилиями наловили всего 50,5 тысячи тонн красной рыбы — и лишь десять тысяч тонн приходится на 220 малых компаний.
Если подходы рыбы не сменят вектор область ждет массовое банкротство мелких компаний и укрупнение лососевого промысла. Вероятно, число участников добычи "устаканится" в районе приблизительно полусотни предприятий — именно столько сегодня работает на Камчатке, где "нарезано" значительно больше рыбопромысловых участков и куда больше ресурса.
Если с аквакультурой лососевых в области все достаточно хорошо — по объемам выпуска молоди и числу заводов Сахалин и Курилы являются лидерами на Дальнем Востоке — то с другими ресурсами все обстоит не столь радужно. Гребешок, трепанг и устрицы, которые также входят в число перспективных объектов, разводить просто негде — действующее законодательство не позволяет использовать под аквакультуру рыбопромысловые участки. А ими "занято" практически все побережье островов.
Разрешить законодательные ограничения и помочь в развитии рыборазводной промышленности и просят действующие островные рыболовы и перспективные рыбоводы.
Параллельно с развитием аквакультуры и искусственного воспроизводства водных биоресурсов островные рыбопромышленники предлагают властям вместе заняться изучением и учетом естественных нерестилищ — их предлагают каталогизировать и проранжировать по степени важности для островного биоразнообразия. Логика, презентовал Максим Козлов, проста — охранять 65 тысяч рек и речушек островные инспектора Сахалино-Курильского теруправления Росрыболовства и их помощники из числа сотрудников промысловых компаний просто не в силах. А сосредоточение на ключевых объектах позволит обеспечить их сохранность и защиту от браконьеров.
Последний раз подобные исследования в области проводились два десятилетия назад и и с тех пор успели основательно устареть. Тем не менее проводить их сегодня не на что — федеральные власти средств на это не выделяют, а значит науку придется проспонсировать областным властям.