Проблемные места при прохождении государственной экологической экспертизы хозяйствами морской аквакультуры
В последние несколько лет на Дальнем Востоке не утихает тема прохождения государственной экологической экспертизы хозяйствами морской аквакультуры. Тема действительно очень спорная и противоречивая, к ней уже присоединился Крым, представители которого также выступают против этого серьезного административного барьера.
Так, если посмотреть на этот вопрос со стороны Росприроднадзора, то всё правильно – есть требование законодательства - п.3 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», если хозяйственная деятельность ведется – будь добр, пройди государственную экологическую экспертизу.
Марикультурщики с этой позицией Росприроднадзора в общем согласны, но имеют противоположное мнение относительно частностей и ньюансов при прохождении этой процедуры, которые в совокупности, как снежный ком, грозят придавить своей массой всю марикультурную деятельность как на Дальнем Востоке, так и в Черноморо-Азовском морском бассейне.
Какие в настоящее время существуют проблемные места при прохождении государственной экологической экспертизы предприятиями марикультуры, которые необходимо корректировать:
1. марифермеры проходят государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) по требованиям, предъявляемым к крупным промышленным и загрязняющим производствам, потенциально опасными для окружающей среды. Соответственно требования для марикультуры являются сильно завышенными. Адаптированного же для марикультуры алгоритма нет;
2. существующий порядок прохождения ГЭЭ для марикультуры является очень сложным и непрозрачным. Очень велик риск коррупциогенных факторов. Более того, местом проведения экспертизы выбрано Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора, что является парадоксом, т.к. хоздеятельность ведется на Дальнем Востоке, а это совершенно другие география, климат, гидрология, флора, фауна, специфика хозяйствования и т.д.;
3. вся процедура проведения ГЭЭ – документарная, т.е. на место ведения марикультурной деятельности никто не выезжает. Проверка документации и выдача отрицательного или положительного заключения производится заочно;
4. совокупная стоимость подготовки документации в аффилированных с этой деятельностью организациях и прохождения ГЭЭ для одного марикультурного участка составляет от 3 до 5 млн рублей. Срок действия положительного заключения ГЭЭ составляет сейчас от 3 до 5 лет. В Приморье в настоящее время расположено 329 РВУ. Таким образом, объём рынка ГЭЭ составляет от 1 млрд до 1,6 млрд рублей с интервалом в 3 – 5 лет только в Приморском крае. Причем, капитализация марикультурной сферы, по сравнению с крупными промышленными и загрязняющими производствами, очень низкая. Большинство предприятий в этой сфере относятся к микро- и малым предприятиям;
5. оплата всех счетов и платежей по прохождению ГЭЭ не гарантирует её прохождения. Из 114 мариферм в Приморском крае положительное заключение ГЭЭ за последние несколько лет смогли получить только пять. На сегодняшний день несколько десятков предприятий не могут её пройти. Остальные выжидают;
6. в случае непрохождения ГЭЭ предприятия будут обязаны прекратить свою хозяйственную деятельность. В свою очередь, если хоздеятельность не будет вестись 2 и более лет, государство, продавшее эти участки, заберет их назад, без возврата уплаченной за них аукционной стоимости;
Причем здесь необходимо отметить, что морская аквакультура занимается воспроизводством водных биологических ресурсов, в том числе видов, которые в настоящее время запрещены к промыслу, таких как дальневосточный трепанг и приморский гребешок.
Также, по мнению как российских, так и зарубежных ученых, именно морская аквакультура имеет огромный потенциал в борьбе с парниковыми газами и декарбонизации атмосферы.
Как многократно отмечают представители морской аквакультуры, в марикультурном производстве не применяются какие-либо обработки и кормления, Выращиваемые объекты, находясь в природной среде, питаются самостоятельно, получая всё необходимое из морской воды и с морского дна, особенно это касается пастбищной аквакультуры, которую марифермеры уже давно предлагают вывести из-под госэкоэкспертизы.
Примечательно, что в отношении пресноводной аквакультуры, на которую приходится 70 % от всей аквакультуры в России, такого требования нет, что говорит о безопасности аквакультуры для экологии. Ведь в противном случае Росприроднадзор не допустил бы такого отношения к охране природы.
Т.е., морская аквакультура является именно той деятельностью, которая помогает экологии восстанавливаться. Но в нашей стране все просто не бывает, поэтому только «через тернии в звездам».
Источник: Представительство по Приморскому краю АНО «Национальный общественный комитет по противодействию коррупции (АНО НОКПК)