Производители аквакультуры обвиняют «панда машину» в запугивании
Производители аквакультуры, продукция которых продается на международном рынке, как правило, вынуждены сертифицировать свое производство по целому ряду параметров, в том числе, на экологическую устойчивость, обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, и не только. Действительно ли сертификация открывает доступ на рынок или является обременительной неизбежностью увеличения стоимости ведения бизнеса, как дополнительный налог. Об этом сообщает FishNet.ru.
Для удовлетворения потребностей мирового рынка, как рассказал один из таких производителей, часто требуется, получить несколько сертификатов, некоторые из которых повторяют критерии, которые уже учтены предыдущим экологическим лейблом. Строгость стандартов может отличаться, но, как правило, только специалисты могут найти какие-то отличия.
Является сертификация стимулом развития наилучшей практики в аквакультуре, или это накладные расходы производителей, ведущие к росту стоимости для потребителей?
На конференции Глобального альянса аквакультуры (GAA) в прошлом месяце в городе Хошимин, Вьетнам, Ле Ван Куанг из компании «Мин Фу Сифуд» со сцены заявил, что у них более чем достаточно различных сертификаций. В одном из слайдов презентации было показано, что 50 процентов времени компания тратит на выполнение стандартов аквакультуры и переработки. Предложение единого, гармонизированного набора стандартов показателей качества, условий производства и безопасности, для рыбоводных заводов и акваферм, вызвали аплодисменты зрителей.
В настоящее время существуют три основных стандарта экологической безопасности. Это стандарт «Best Aquaculture Practices» (BAP), разработанный GAA, стандарт GLOBALGAP и стандарт Попечительского совета по аквакультуре (ASC).
Поскольку заявление г-Куанг было сделано на мероприятии GAA, один из издателей «Seafood Source», г-н Джеймс Райт спросил, директора GAA по развитию рынка Питера Редмонда, что он думает об этих критических замечаниях.
Джеймс Райт согласился с мнением вьетнамского бизнесмена. По его словам этот производитель креветок уже имеет сертификацию BAP и GLOBALGAP, а сейчас занимается получением сертификата ASC. Возникает естественный вопрос, зачем? Чем больше сертификаций, тем выше конечная стоимость продукции.
Сейчас примерно 80% продукции аквакультуры не сертифицированы вообще на экологическую устойчивость. В то время, как 20% проходят сертификацию многократную, что не обеспечивает каких-то особых стандартов экологической безопасности, а просто генерирует денежный поток для природоохранных организаций.
ASC это детище Всемирного фонда дикой природы (WWF) (так же, как Морской попечительский совет). Это новичок на поприще сертификации аквакультуры, но, возможно, самый мощный. Основанная в 2012 году организация, распространяет свой бренд с большой скоростью, особенно в секторе вьетнамского пангасиуса, 20 процентов производства которого уже сертифицированы ASC.
Отвечая на поступающие запросы относительно избыточности нескольких сертификаций и роста затрат производителей в связи с этим, Исполнительный директор ASC Chris Ninnes заявил, что подходить к этому вопросу только с точки зрения роста расходов означает совершенно не понимать проблему. Пропагандируемые сертификацией наилучшие практики в производстве, при их применении приносят как финансовые, так и социальные дивиденды. Улучшаются взаимоотношения с местными сообществами и сельскохозяйственными общинами. В качестве примера он привел вьетнамского производителя пангасиуса, компанию «Туан An». Якобы, после сертификации в течение первого года смертность рыбы на фермах компании сократилась на 10%, что дало ощутимый экономический эффект.
В определенных кругах рыбной промышленности к ASC и MSC, относятся негативно, считая, что эта часть массивного плана «панда машины» имеет чрезмерное влияние на мировые поставки морепродуктов. Один ярый критик недавно сказал, что ASC запугивает вьетнамских производителей пангасиуса, с целью заставить их войти в программу ASC или столкнуться с риском бойкота.
Опровергая это обвинение, Chris Ninnes заявил, что миссия ASC заключается в преобразовании аквакультуры на принципах устойчивости. Присоединение к программе ASC является добровольным. Вместе с тем, он признал, что преимущества сертификации включают в себя доступ к рынкам, означает доверие различных заинтересованных сторон, органов власти и потенциальных инвесторов и приобретение социального капитала, то есть улучшение отношений с местными общинами.
Иными словами, у производителей нет выбора. Если они хотят сохранить доступ к таким привлекательным рынкам как США и Европа, они должны следовать требованиям рынков, где влияние ASC, MSC и WWF наиболее ощутимо.