Прошлогодние природные катаклизмы осложнили нерестовую кампанию в Краснодарском крае
На территории Ейского экспериментального хозяйства по разведению и выращиванию рыбы, находящегося на территории муниципального образования Щербиновского района Краснодарского края, 19 и 20 апреля была зафиксирована гибель судака и тарани.
В связи с появлением большого количества видеороликов в интернете и мессенджерах, которые зачастую искажают фактические обстоятельства, полагаем целесообразным осветить текущую ситуацию.
Основным видом деятельности Ейского хозяйства является воспроизводство судака и тарани посредством создания оптимальных условий для пропуска производителей к нерестилищам и ската производителей и молоди в Азовское море через Ейский лиман.
Важнейшим условием проведения указанных работ является наличие необходимого уровня пресноводного стока реки Ея. Пресноводная вода нужна не только для заполнения нерестилищ, но и для создания привлекающего производителей пресноводного тока – пропуска к местам нереста и обратно производителей судака и тарани, а также для ската их молоди.
Вместе с тем критически важен гидрохимический состав поступающих вод. Так для выживания икры и выхода личинки необходимо поддержание солености не превышающее 3%, что исключает возможность заполнения нерестовых водоемов водой из Ейского лимана, где уровень солености превышает указанное значение.
Наблюдающееся в 2021 году маловодье в бассейне р. Кубань и междуречья рек Кубани и Дона привело к снижению уровня воды в р. Ея до минимальных отметок. Во время осмотра отмечалось отсутствие течения и малые глубины, а также полное пересыхание некоторых участков реки Ея.
Учитывая сложившуюся ситуацию, вопрос возможности проведения нерестовой кампании 2021 года прорабатывался еще в 2020 году. Информация об острой нехватке стока реки Ея в устьевую зону была доведена до соответствующих органов власти и контрольно-надзорных органов.
Однако поступление воды к началу нерестового сезона половодья из р. Ея так и не наблюдалось. Более того, к моменту наступления активно обсуждаемых заморных явлений, вода в нерестовых водоемах оказалась только в каналах нерестовых водоемов, а на нерестовых площадях (плесах, разливах) отсутствовала. В ходе наблюдения только со второй половины марта было определено незначительное поступление воды, что вызвано в основном атмосферными осадками, но при этом приток воды из р. Ея также не просматривался.
Более того, ввиду острого дефицита поступления из реки пресной воды, в каналах хозяйства поднялся уровень солёности, который к началу нерестового сезона достигал 13%, что значительно выше критического значения необходимого для развития икры и выхода личинки судака и тарани.
Также проведенный перед началом нерестовой кампании анализ гидрохимического состава воды в каналах Ейского хозяйства по воспроизводству и выращиванию рыбы показал превышение показателей по ряду нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения.
Учитывая сложившиеся обстоятельства до начала нерестового хода судака и тарани, Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 11 февраля 2021 года проведено межведомственное совещание по вопросу работы Ейского хозяйства в нерестовый период 2021 года.
В совещании принимали участие сотрудники Росрыболовства, ФГБУ «Главрыбвод», ФГБНУ «ВНИРО», министерства сельского хозяйства РФ и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и другие заинтересованные ведомства.
В ходе совещания рассматривались возможности и риски заморных явлений при осуществлении пропуска производителей тарани и судака в нерестовые водоемы Ейского хозяйства.
По итогам обсуждения работы Ейского хозяйства с учетом негативного гидрохимического режима, сложившегося на территории нерестилищ, вызванного отсутствием необходимого объема пресноводного стока, а также в условиях полного отсутствия воды на нерестовых площадях и высоким риском гибели производителей судака и тарани, принято решение о закрытии шлюза на подходном канале к нерестовым водоемам Ейского хозяйства.
Закрытие шлюзов и принятие иных мер, направленных на снижение активности подхода производителей к шлюзам, а также предотвращение прохода производителей в каналы нерестовых водоемов, разработанные с учетом позиции ученых, должны предотвратить массовую гибель судака и тарани, а также засоления ложа нерестовых водоемов под воздействием вод из Ейского лимана.
Также с учетом научных рекомендаций принято решение о проведении «сухого» летования, предусмотренного правилами эксплуатации нагульно-выростных хозяйств и технологической инструкцией биологической мелиорации водоемов Азово-Кубанского района. Эта мера направлена на повышение эффективности воспроизводства полупроходных видов рыб и восстановления благоприятного гидрохимического режима. Более того, эта мера позволит повысить продуктивность Ейского хозяйства при наступлении благоприятного гидрологического режима.
Сложившаяся на территории Ейского хозяйства ситуация находится на особом контроле должностных лиц Территориального управления Росрыболовства, ФГБУ «Главрыбвод» и иных заинтересованных ведомств в области рыболовства, органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также муниципального образования Щербиновского района Краснодарского края и прокуратуры.
Замор рыбы, произошедший 19 и 20 апреля, по предварительной оценке является следствием сложившихся погодных условий (отсутствие ветра и выпадение осадков в виде дождя). В связи с этим произошло резкое снижение уровня растворенного в воде кислорода и высокой плотности нахождения производителей судака и тарани в водоеме.
В целях уточнения причины заморных явлений сотрудниками ФГБНУ «ВНИРО» («АзНИИРХ») взяты пробы воды и грунта, а также отобраны образцы рыбы для проведения лабораторных исследований.
По предварительной информации ситуация на данный момент не является критичной - погибло около трех тонн рыбы. Также необходимо отметить, что частичная гибель рыбы (отход) во время нерестовых кампаний является биологическим процессом и практически неизбежна в естественных условиях.
В 2021 году к нерестилищам Ейского хозяйства в среднем подошло 400-500 тонн тарани (для сравнения – в 2018 г. – 545,6 т., 2019 г. – 433,8 т., а в 2020 г. 449,1 т.) и 2-3 тонны судака (для сравнения в 2018 г. – 3,4 т., 2019 г. – 2,4 т., а в 2020 г. – 1,96 т.).
В связи с этим можно сделать вывод, что дефицит воды и несоответствие ее качества рыбоводным нормативам могло привести к гибели маточного поголовья судака и тарани, пришедшего на нерест в Ейское хозяйство при открытии шлюзов хозяйства и пропуске производителей в каналы нерестовых водоемов. При этом объем погибшей рыбы мог быть в 166 раз больше.