Реакционный законопроект Минприроды ведёт марикультуру к производственному банкротству
Сейчас общероссийским экономическим трендом является снижение административного давления на бизнес, помощь в его развитии. Минприроды в морской аквакультуре оценивает ситуацию по-своему.
Президент России Владимир Путин, Правительство России задолго до начала СВО на Украине обозначили путь оптимизации государственного административного давления на бизнес для создания благоприятных условий его развития. После начала СВО решение этих вопросов получило еще большую актуальность и остроту. Стране, чтобы быть устойчивой, нужно больше налоговых поступлений от бизнеса, которому, соответственно, нужна благоприятная среда для деятельности, для повышения своей налогоспособности.
В отношении ситуации, складывающейся вокруг морской аквакультуры (марикультура), можно сказать, что намеченный руководством страны путь не срабатывает.
Как известно, Минприроды России сейчас реанимировало свой законопроект 2022 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и в иные законодательные акты РФ» (ID проекта 02/04/02-22/00124663). Согласно ему, вся морская аквакультура в России окончательно и бесповоротно попадает под труднопроходимый административный барьер государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) Росприроднадзора. Труднопроходимый – т.к. её требования установлены на уровне крупных загрязняющих производств, не адаптированы под марикультуру, 90 % которой состоит из малого и микробизнеса. Предприятия, не прошедшие экспертизу, обязаны покинуть отрасль, вложенные инвестиции и издержки не возмещаются. О создании благоприятной для бизнеса среды речи нет.
Принимая во внимание, как возник этот административный барьер, ситуация и вовсе выглядит абсурдной. Требование об обязательном прохождении госэкоэкспертизы в марикультуре появилось фиктивно, в результате законодательного брака.
В 2013 году по инициативе Ямало-Ненецкого АО был принят уточняющий законопроект в части проведения дноуглубительных работ. В п. 3 ст. 34 ФЗ от 31.07.1998 № 155-ФЗ о внутренних морских водах, перечисляющий виды деятельности подлежащие госэкоэкспертизе, была внесена обобщающая формулировка «….. и иной деятельности во внутренних морских водах». Под неё, безосновательно, без научного и экономического обоснования, попала вся морские аквакультура и рыболовство.
В своём законопроекте варианта 2022 года Минприроды намеревалось окончательно узаконить обязанность прохождения госэкоэкспертизы марикультурой и рыболовными предприятиями. Но Минэкономразвития России по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) указало на фактический дубляж проведения ГЭЭ – в отношении общего допустимого улова (ОДУ), утверждаемого Росрыболовством, и в отношении каждого из предприятий, ведущего промысел в рамках этого ОДУ, отметив необходимость снижения административной нагрузки на рыболовные предприятия. И Минприроды согласилось с этим.
В обновлённом законопроекте Минприроды, который уже дошел до Аналитического центра при Правительстве РФ, требование о прохождении государственной экологической экспертизы предприятиями рыболовства удалено, для морской аквакультуры сохранено.
Как в своё время сказал премьер Виктор Черномырдин: «Мы продолжаем делать то, что мы уже много наделали». Убирая государственную экологическую экспертизу для рыболовства, где уровень и интенсивность техногенного воздействия, риск аварий, намного выше, и оставляя её для марикультуры, которая в отличие от рыболовства ничего в природе не добывает, а воспроизводит, Минприроды удивляет своей «логичностью».
В итоге, в марикультуре, в отличии от рыболовства, сохраняется двойная административная нагрузка, т.к. государственная экологическая экспертиза Росприроднадзора дублирует аналогичные природоохранные функции Росрыболовства. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания», любая хозяйственная деятельность марикультурных предприятий на берегу и в море подлежит обязательной проверке на соответствие требованиям действующего природоохранного законодательства и соответствующему согласованию. В противном случае деятельность запрещена.
Совокупная стоимость прохождения госэкоэкспертизы Росприроднадзора для предприятий морской аквакультуры (марикультуры), в основном это платежи в коммерческие и иные фирмы, достигает 5 млн руб. за один рыбоводный участок, которых только в Приморском крае 311, это 1,5 млрд рублей. В Приморском крае, на который приходится 95 % морской аквакультуры Дальнего Востока, с 2013 года (с момента ввода этой законодательной нормы) по настоящее время госэкоэкспертизу сумели преодолеть лишь 6 акваферм из 114. Пресноводная аквакультура, это 70 % производства товарной аквакультуры в России, прохождению ГЭЭ законодательно не подлежит.
Вице-премьер Юрий Трутнев в марте 2022 года дал поручение от 23.03.22 № ЮТ-П47-19пр, направленное на устранение этого административного барьера. Но барьер, фиктивно созданный в результате законодательного брака, остаётся.
Источник: Представительство по Приморскому краю АНО НОКПК