Реалии ДВ аквакультуры: Минвостокразвития развивает – другие ведомства тормозят
Подведение рыбоводства, прудоводства и марикультуры под одинаковые правила значительно затормозит развитие аквакультуры как новой для России отрасли народного хозяйства.
Аквакультура как достаточно новая для России отрасль сельского хозяйства, нуждается в качественно проработанной нормативной базе, обеспечивающей условия для её постоянного и динамичного развития. Понятные, простые и прозрачные правила игры дадут еще больший толчок к развитию аквакультуры и привлечению в неё инвестиций.
Перед аквакультурой стоит несколько серьёзных, взаимосвязанных задач – насыщение внутреннего рынка качественной, вкусной, полезной и доступной для населения продукцией, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений, а также таможенных платежей при открытии новых зарубежных рынков сбыта.
Однако государственные регуляторы, в ведении которых находится разработка и принятие нормативной базы, не всегда пытаются до конца разобраться в особенностях аквакультуры, что может быть чревато негативными последствиями.
Так, до настоящего времени в действующем законодательстве нет отдельного регулирования для пастбищной, индустриальной, прудовой аквакультуры, также отсутствует разделение по объектам – морским и пресноводным, несмотря на то, что эти направления и объекты имеют значительные контрастные отличия друг от друга. Одно дело разводить карасей в пруду и совсем другое – моллюсков, трепанга, морскую капусту и другие объекты марикультуры, которые выращиваются на открытых морских участках с чистой морской водой.
Именно поэтому в пастбищной марикультуре не используются лекарственные препараты, стимуляторы роста и прочие опасные в определенных концентрациях вещества, а продукция дальневосточной морской аквакультуры пользуется непререкаемым авторитетом в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, т. к. она натуральная, экологически чистая и выращена в естественной природной среде.
Несмотря на это, государственные регуляторы продолжают навязывать различным направлениям аквакультуры одинаковые для всех правила, без учёта их особенностей и специфики. Особенно это касается проекта ветеринарных правил для аквакультуры, основа которых и вовсе взята из животноводства. Но выращивание трепанга и гребешка в морской воде сильно отличается от выращивания коров или свиней в хлеву.
То же касается и навязывания государственной экологической экспертизы со стороны Росприроднадзора, которая ляжет многомиллионным обременением на каждое из марикультурных хозяйств. Цель данной дорогостоящей экспертизы (0,5 млн. руб. за один участок, которых у одного хозяйства может быть более 10) – не допустить ущерб природной среде от деятельности человека. Но как можно нанести вред природе, если марикультурные хозяйства и так восстанавливают за свой счет эти ценные виды водных биоресурсов, принося природе пользу.
По мнению руководства ассоциации АМКОР, при разработке и принятии судьбоносных для аквакультуры нормативных документов и решений необходимо открытое и тесное взаимодействие государственных органов и аквакультурных ассоциаций и предприятий, которые готовы к сотрудничеству. Но такое сотрудничество в настоящее время в большей степени декларативно.
Ассоциация марикультурных организаций Приморского края (АМКОР)