Росприроднадзор и экоэкспертиза марикультуры: ловкость рук и никакого обмана
Марифермерам не дают разрешения, потому что они нарушают, а нарушают они, потому что им не дают разрешения.
Росприроднадзор всячески отстаивает необходимость проведения многомиллионной госэкоэкспертизы в марикультуре, которую полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев классифицировал как административный барьер.
Как теперь общеизвестно, административный барьер для морской аквакультуры (марикультуры) в виде государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) возник совершенно случайно, в результате обычного законодательного брака. В отношении пресноводной аквакультуры такого брака не совершалось, поэтому она обязанности прохождения ГЭЭ не подлежит, а это, как ни парадоксально, более 70 % объёма выпуска товарной аквакультуры в России.
Госрегуляторы в области нормирования и проведения ГЭЭ Минприроды России и Росприроднадзор всеми силами стараются сохранить этот административный барьер, невзирая на соответствующее поручение вице-премьера Юрия Трутнева от 23.03.22 № ЮТ-П47-19пр, направленное на его устранение.
Постепенно выясняются любопытные обстоятельства этой борьбы за сохранение экологического административного пресса. Так, заместитель Руководителя Росприроднадзора Марианна Климова в своём письме от 11.07.2022 г. № МК-05-01-29/23126, направленному в адрес Аппарата Правительства России, Минсельхоза, в поддержку доводов о необходимости проведения ГЭЭ в марикультуре, как угрожающей природной среде, приводит в табличной форме, озаглавленной «Информация о зафиксированных фактах, связанных с негативным воздействием деятельности морской аквакультуры на окружающую среду», 31 нарушение экологических норм, совершенными со стороны марикультурных фермеров в Приморском крае (даёт 90 % от аквакультуры Дальнего Востока) за период с 2017 г. по середину 2022 г., т. е. за 5,5 лет.
Представительством по Приморскому краю АНО «Национальный комитет по противодействию коррупции» (АНО НОКПК) проведен небольшой анализ, и вот что выяснилось. Оказывается, что из 31 приведенного факта 20 нарушений – это непрохождение предприятиями марикультуры государственной экологической экспертизы, требование о которой возникло в результате законодательного брака, проще сказать из воздуха, и за отмену которого борется марикультурная отрасль.
Что остаётся в остатке – 11 фактов за 5,5 года, в среднем за год – всего 2 случая. О какой угрозе природе может идти речь, если практически нет фактов совершения реальных нарушений. Про причинённый ущерб природе со стороны марикультуры Марианна Климова ничего не говорит, поэтому можно смело утверждать, что таких фактов нет.
Проблема ГЭЭ в марикультуре является общей для всей России. Она касается Крыма и Краснодара, Приморского края, да и всего Дальнего Востока с его огромными морскими акваториями. Эта экспертиза является сугубо номенклатурной, т.к. на рыбоводные участки никто из Росприроднадзора не выезжает. Совокупная стоимость прохождения ГЭЭ в различных коммерческих и окологосударственных организациях достигает 5 млн рублей за участок. Этих участков только в Приморском крае более 300. Это не менее 1,5 млрд рублей поступлений. Не прошедшие экспертизу обязаны покинуть отрасль, т.к. участки целевые (только для аквакультуры). Вложения в бизнес не компенсируются. Экспертиза труднопроходима, т.к. требования установлены на уровне крупных загрязняющих промпроизводств. С 2013 года в Приморье ГЭЭ сумели преодолеть лишь 8 аквахозяйств из 114. В Крыму также единицы.
В итоге получается замкнутый круг - марифермерам не дают работать в правовом поле, потому что они нарушают законодательство об экологической экспертизе, а нарушают они, потому что они не могут её пройти.
Источник: Представительство по Приморскому краю АНО НОКПК